Оно станет основным для обслуживания зеленой ветки столичной подземки
На Замоскворецкой линии Московского метрополитена после реконструкции заработало электродепо «Сокол».
«В Москве с каждым годом вводится все больше и больше станций метрополитена, все больше поездов выходит на линии. В последние 10 лет численность подвижного состава и количество пассажирских мест увеличилось в метрополитене на 40 процентов по сравнению с тем, что было сделано за все предыдущие десятилетия, то есть скачок огромный, просто гигантский. Частично он произошел и за счет того, что начали лучше работать эксплуатационные службы, ремонтные бригады, улучшилось обслуживание поездов. Москвичи, наверное, не задумываются над этим, когда заходят утром в помытые, чистые, опрятные вагоны метрополитена, которые всю ночь для них готовят службы вот таких депо, проводя текущие и капитальные ремонтные работы, обслуживая их, проводя санитарную обработку составов так, чтобы в течение дня все это работало как часы», – отметил Сергей Собянин на церемонии открытия депо.
Мэр Москвы поблагодарил строителей за проделанную работу. По его словам, для того чтобы создать службу, в составе которой огромное количество различных специалистов, нужен крупный вагоноремонтный завод. За последние годы уже построено и реконструировано 11 подобных заводов – половина из тех, что обслуживают столичный метрополитен.
«В ближайшие годы еще предстоит нам построить и реконструировать шесть таких заводов. Для того чтобы запустить Большую кольцевую линию метрополитена, радиальные линии метро, которые мы строим», – уточнил он.
Поезда Замоскворецкой линии Московского метрополитена обслуживают электродепо «Сокол», «Замоскворецкое» и «Братеево». Ежедневно они выпускают на линии 79 составов. Однако уже в 2021 году электродепо «Замоскворецкое» будет занято работой с подвижным составом Большой кольцевой линии метро. В связи с этим для замещения выбывающих мощностей было принято решение провести реконструкцию одного из старшейших московских электродепо «Сокол», открытого в 1938 году.
Всего за два года – с 2019-го по апрель 2021-го – на месте старого завода по ремонту электроподвижного состава построен современный отстойно-ремонтный корпус. Он находится по адресу: Ленинградское шоссе, владение 2б. В здании работают газовая котельная, тягово-понизительная подстанция, компрессорная. Кроме того, есть очистные сооружения и насосная система автоматического пожаротушения с резервуаром. Также был возведен новый административно-бытовой корпус для персонала. Общая площадь новых объектов депо составила 24,3 тыс. кв. м.
Благодаря реконструкция мощности электродепо «Сокол» выросли в два раза – количество мест для отстоя и обслуживания поездов увеличилось с 24 до 46.
После ввода нового корпуса в эксплуатацию на ночь в депо смогут заезжать 30 поездов вместо 15. Помимо того, в полтора раза увеличена производительность текущего ремонта – с 1490 до 2350 вагонов в год. Технический осмотр поездов перед выходом на линию теперь будет проходить непосредственно в депо. Раньше эта процедура осуществлялась на специальных пунктах технического осмотра в оборотных тупиках Замоскворецкой линии, что создавало значительные трудности для персонала.
Благодаря реконструкции депо «Сокол» пассажиров будут перевозить еще более качественно подготовленные поезда, также вырастет уровень сервиса и надежности Московского метрополитена.
Одновременно с этим сократится себестоимость ремонта вагонов, уменьшатся объемы ручного труда и потребления электроэнергии. Благодаря реконструкции и расширению мощностей в депо «Сокол» появится около 100 новых рабочих мест. Всего же там будет занято свыше 1,1 тыс. человек.
В новом административно-бытовом корпусе созданы комфортные условия для персонала. Машинисты смогут отдыхать в номерах гостиничного типа со всеми удобствами. Есть столовая и спортивный зал.
Технологические процессы в новом комплексе полностью соответствуют современным стандартам электродепо Московского метрополитена.
Развитие электродепо
У Московского метрополитена 20 электродепо. 21-е депо – «Нижегородское» – начнет работу после ввода в эксплуатацию восточного участка Большой кольцевой линии (БКЛ).
Эксплуатируемый парк подвижного состава сегодня составляет 6219 вагонов различных моделей. В депо работают 15,8 тыс. человек, в том числе 5299 машинистов.
«Даже реконструируемые электродепо, по сути дела, – это новые огромные цеха рядом со старыми. Здесь, например, на Соколе, построен огромной мощности завод по эксплуатации подвижного состава. Вторым этапом будут реконструированы действующие корпуса, морально и физически уже устаревшие. В целом, конечно, это дает возможность нормально работать обслуживающему персоналу, отдыхать бригадам в административно-бытовых корпусах, проводить качественный ремонт подвижного состава, обеспечивать безопасность и качество обслуживания москвичей», – заметил мэр Москвы.
Помимо выполнения своей основной функции – отстоя, планового обслуживания и мойки подвижного состава, электродепо являются базовыми предприятиями по ремонту электропоездов и вспомогательному производству, а также служат для размещения персонала и оборудования различных служб подземки.
С 2011 года в рамках программы развития Московского метрополитена построено и реконструировано 11 электродепо. В том числе появилось шесть новых депо: «Митино», «Братеево», «Нижегородское» (первый этап), «Лихоборы», «Солнцево» и «Руднево». Пять депо реконструированы: «Печатники», «Выхино», «Планерное», «Владыкино» и «Сокол».
В 2022–2023 годах планируется построить еще два электродепо – «Аминьевское» и «Южное» («Братеево-2»). Таким образом, к концу 2023 года подвижной состав Московского метрополитена будут обслуживать 23 электродепо. Из них три депо – «Замоскворецкое», «Нижегородское» и «Аминьевское» – будут работать в составе Большой кольцевой линии.
В 2024–2027 годах планируется провести реконструкцию электродепо «Новогиреево» Калининской линии, построить электродепо «Саларьево» («Столбово») Сокольнической линии, а также два электродепо в Троицке для обслуживания Троицкой линии метро. В составе перспективных Рублево-Архангельской и Бирюлевской линий предполагается строительство электродепо «Ильинское» и «Красный Строитель» («Бирюлевское»).