Поездки станут комфортными более чем для 50 тысяч человек
23 декабря новый городской вокзал Матвеевская Киевского направления Московской железной дороги (МЖД) – в перспективе четвертый Московский центральный диаметр (МЦД-4) – открыт после реконструкции. Мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ОАО «Российские железные дороги» («РЖД») Олег Белозеров осмотрели новую станцию и подписали график развития инфраструктуры Центрального транспортного узла в 2022 году.
Сергей Собянин назвал 2021 год одним из самых плодотворных в плане сотрудничества с «Российскими железными дорогами».
«Огромное количество работ выполнено за этот период: построены новые дополнительные железнодорожные пути, путепроводы, эстакады в рамках строительства и реконструкции инфраструктуры для открытия МЦД-3 и МЦД-4. Построено и реконструировано восемь подобных современных вокзалов. По сути дела, это действительно уже не платформы, а полноценные вокзалы, которые по своему уровню комфорта не уступают станциям метрополитена», – сказал мэр Москвы.
По его словам, в следующем году работа продолжится, планируется ввести в эксплуатацию еще 10 станций такого уровня. Сергей Собянин добавил, что в мире такие проекты делаются десятилетиями, а Москва реализует их за три-четыре года. Он также поблагодарил работников железной дороги и поздравил их с наступающим Новым годом.
Олег Белозеров отметил, что открытие новых железнодорожных объектов в преддверии Нового года уже стало традицией.
«Каждый год открываются новые объекты, и каждый из них – это шаг вперед. На этих объектах применяются уже новые технические решения, которых не было на предыдущих, поскольку пассажиры просят обратить внимание на новые системы, – сказал Олег Белозеров. – В этом году внедрена общая бесшовная система Wi-Fi, введены новые системы оплаты, дополнительные возможности по безбарьерной среде, объем вложений тоже уникальный, несмотря на то что были сложности с ковидом».
Глава «РЖД» поблагодарил Сергея Собянина за сотрудничество в развитии Москвы и подчеркнул, что столица сегодня – лучший город мира. «Чтобы быть лучшим, всегда нужно двигаться вперед. Все должно быть в движении, и все должно меняться, – добавил Олег Белозеров. – И сегодня мы точно понимаем, что железные дороги – это городской вид транспорта».
Станция Матвеевская расположена на границе районов Очаково-Матвеевское и Раменки, между станциями Аминьевская и Поклонная Киевского направления МЖД (будущего МЦД-4).
Еще два года назад она была типовой остановкой пригородных электричек с минимальным комфортом для пассажиров. Комплексную реконструкцию здесь начали в третьем квартале 2019 года. Работы проходили без остановки движения поездов, а для посадки и высадки пассажиров были построены временные деревянные платформы.
К декабрю 2021 года на месте старой станции построили современный городской вокзал площадью 5,9 тыс. кв. м, который сможет справиться с растущим пассажиропотоком. Ожидается, что уже в ближайшие годы число пассажиров здесь увеличится с 2,1 тыс. до 5,2 тыс. человек. Увеличение пассажиропотока продолжится по мере ввода в эксплуатацию новых жилых комплексов и появления новых рабочих мест.
Две новые платформы оснащены навесами на всю длину для защиты пассажиров от дождя и снега. Выйти к платформам можно через современный пассажирский терминал с тремя кассами, информационными табло, автоматами по продаже билетов, турникетной линейкой, туалетными комнатами и крытым надземным переходом. Станция оборудована эскалаторами и пассажирскими лифтами, а также одной кассой, расположенной невысоко для удобства маломобильных граждан.
Чтобы обеспечить комфорт пассажиров даже в холодное время года, на вокзале предусмотрены тепловые завесы и инфракрасные обогреватели.
В целом поездки станут комфортнее более чем для 50 тыс. человек, проживающих в радиусе 1,2 км от станции. Доехать от Матвеевской до Киевского вокзала можно за 10–12 минут, а пересадка на Большое центральное кольцо (станция «Аминьевская») займет около двух минут. После открытия станции Минская (между Матвеевской и Поклонной) в 2022 году пассажиры также смогут пересесть на Солнцевскую линию метро.
Во время реконструкции создан задел для комплексного развития расположенных рядом территорий. Вокзал с ними связывают 10 маршрутов наземного общественного транспорта.
Продолжается реконструкция подземного пешеходного перехода с продлением его до проспекта Генерала Дорохова. Уже в середине 2022 года появится удобный и безопасный пешеходный коридор между районами Очаково-Матвеевское и Раменки, разделенными железной дорогой. Пока пешеходы пользуются временным обходным маршрутом.
В следующем году также планируется завершить строительство дополнительного главного пути Киевского направления МЖД и благоустройство прилегающей территории. Ближе к станции перенесут несколько остановок общественного транспорта, обустроят парковки и стоянки такси, установят свыше 300 новых опор освещения и три навигационные стелы, высадят более 80 деревьев и засеют 29,4 тыс. кв. м газона.
Движение в правильном направлении: динамика пригородных перевозок
Прогнозируемый пассажиропоток Центрального транспортного узла по итогам года составит 594 млн человек: на 86 млн пассажиров (или 17%) больше, чем в 2020 году, но на 14% меньше, чем в 2019-м, до начала пандемии.
При этом на МЦД-1 и МЦД-2 пассажиропоток, наоборот, увеличился на 15% по сравнению с 2019 годом, когда по этим направлениям ходили обычные электрички. В общей сложности наземное метро выбрали 173 млн пассажиров.
Такая динамика свидетельствует о том, что железнодорожный транспорт развивается в правильном направлении, повышая удобство и качество перевозок.
Будущий МЦД-4: как реконструируют Киевское направление МЖД
Общая протяженность будущего МЦД-4 «Киевско-Горьковский» составит 86 км. На нем появится 39 остановочных пунктов. Конечными станциями диаметра станут Апрелевка Киевского направления и Железнодорожная Горьковского направления МЖД. Четвертый диаметр свяжет семь центральных железнодорожных вокзалов столицы: Курский, Ярославский, Казанский, Ленинградский, Савеловский, Рижский и Белорусский. С 18 станций МЦД-4 можно будет пересесть на метро, Московское центральное кольцо (МЦК) и другие диаметры – всего 38 вариантов пересадок.
Современные комфортные поезда будут следовать с интервалами до 5–5,5 минуты в часы пик, без дневных перерывов. Для перевозки пассажиров будут использоваться 65 поездов, еще 88 составов будут курсировать по Киевскому и Горьковскому радиусам. Парк поездов МЦД-4 планируют обновить до 2025 года, а поезда, следующие в дальнее Подмосковье, – до 2027 года.
Ожидается, что суточный пассажиропоток четвертого диаметра составит 455 тыс. человек. Это на 84% больше, чем сегодня. В поездах, следующих по МЦД-4, будет доступно 1,9 млн пассажирских мест в сутки. Только для поездок внутри столицы линией будут пользоваться около 30 млн человек в год.
Открытие МЦД-4 улучшит транспортное обслуживание 23 районов Москвы, в которых живут более 2,5 млн человек. Жители подмосковных Апрелевки, Реутова, Железнодорожного и расположенных рядом населенных пунктов смогут быстрее добираться до столицы. Для жителей Московской области время в пути сократится до 13%, а для жителей Москвы – до 38%. За счет перераспределения пассажиропотоков станут свободнее участки Кольцевой, Калининско-Солнцевской и ряда других линий московского метро. Более чем на пять тысяч автомобилей в сутки разгрузятся вылетные магистрали – Киевское, Боровское, Косинское, Носовихинское шоссе и шоссе Энтузиастов.
Для строителей четвертый диаметр стал наиболее сложным. Чтобы открыть на нем движение, необходимо связать между собой разрозненные направления Московской железной дороги – Киевское и Горьковское. Поэтому сейчас на нескольких участках будущего диаметра проводятся гигантские по объему сложнейшие работы.
В настоящее время ведется:
строительство третьего и четвертого главных путей Киевского направления МЖД на участке Москва-Пассажирская-Киевская – Апрелевка (окончание – 2022 год);
строительство соединительной ветки между Киевским и Белорусским направлениями с созданием трех новых остановочных пунктов – Поклонной, Кутузовской и Тестовской (2023 год);
строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Пассажирская-Курская – Москва-Каланчевская (конец 2022 года – 2023 год);
реконструкция участка Москва-Пассажирская-Курская – Нижегородская (бывшая платформа Карачарово) со строительством дополнительных главных путей (2024 год);
строительство третьего и четвертого главных путей на участке Москва-Каланчевская – Марьина Роща (2024 год);
реконструкция конечных станций оборота поездов Апрелевка и Железнодорожная (2024 год).
Параллельно на Киевском направлении идет комплексная реконструкция пассажирской инфраструктуры, во время которой обновляется подвижной состав, а старые платформы трансформируются в современные городские вокзалы.
Сегодня Киевское направление МЖД обслуживают 33 пригородных поезда компании-перевозчика – АО «Центральная ППК». Средний возраст поездов составляет шесть лет. Обновление парка было завершено в 2018 году, и в этом Киевское стало первым среди направлений МЖД. В результате обновления подвижного состава и изменения расписания на Киевском направлении дополнительно появилось более 150 тыс. пассажирских мест в сутки. Это позволило снизить загрузку поездов на 30–40%. Интервал движения составов в часы пик был снижен с девяти до шести минут.
В 2020–2021 годах было открыто девять станций будущего МЦД-4 (новые Санино и Аминьевская, реконструированные Победа, Мичуринец, Крекшино, Внуково, Апрелевка, Кокошкино и Матвеевская).
Аминьевская стала первой удобной пересадочной станцией на метро (Большая кольцевая линия) для пассажиров, следующих из ТиНАО и области в центр столицы.
В 2022 году планируется завершить реконструкцию пяти станций (Толстопальцево, Мещерская, Переделкино, Лесной Городок и Очаково) и построить новый городской вокзал Минская. Он войдет в состав крупного транспортно-пересадочного узла с пересадкой на станцию Солнцевской линии. Открытие движения на МЦД-4 запланировано на 2023 год.
Центральный транспортный узел: итоги и планы на 2022 год
В этом году на Центральном транспортном узле завершено строительство и реконструкция восьми городских вокзалов: Баковки МЦД-1 (открыт в январе), Щукинской МЦД-2 (открыт в июне), Аминьевской МЦД-4 (открыт в декабре), Апрелевки МЦД-4 (открыт в сентябре), Внукова МЦД-4 (открыт в апреле), Кокошкина МЦД-4 (открыт в октябре), Матвеевской МЦД-4 (открыт в декабре), вокзала Восточный в составе ТПУ «Черкизово» (открыт в мае).
Кроме того, на станции Окружная МЦД-1 открыты новая платформа и вторая очередь южного вестибюля, а на Московском центральном кольце – дополнительный вестибюль на станции Локомотив.
В планах на 2022 год завершить строительство трех новых и реконструкцию семи существующих железнодорожных станций.
На МЦД-1 завершат реконструкцию станции Тимирязевская и второй этап работ на Окружной (организация перехода по принципу «сухие ноги» для интеграции с МЦК). На МЦД-2 появятся станции Печатники и Марьина Роща. А на МЦД-4 построят станцию Минская и реконструируют Толстопальцево, Мещерскую, Переделкино, Лесной Городок и Очаково.