В небо поднялись свыше восемнадцати тысяч самолетов под маркой «Ту»
Исполняется 100 лет авиационному конструкторскому бюро А.Н. Туполева, которое за время своего существования разработало около 300 проектов летательных аппаратов. Свыше 18 тыс. самолетов под маркой «Ту» поднялись в небо. ПАО «Туполев» сегодня входит в Объединенную авиастроительную корпорацию Ростеха и продолжает традиции одного из ведущих авиационных КБ страны.
История конструкторского бюро Туполева и его легендарных «тушек» – в материале сайта Госкорпорации «Ростех».
«Прогресс авиации обеспечивается коллективным трудом людей»
Комиссия по металлическому самолетостроению при Центральном аэрогидродинамическом институте, которую возглавил авиаконструктор Андрей Николаевич Туполев, была создана 22 октября 1922 года. Именно ему принадлежала идея создавать самолеты из металла, тогда как в то время их делали преимущественно из дерева и ткани. Уже через два года в небо поднялся первый в СССР цельнометаллический самолет АНТ-2.
Затем последовал целый ряд успешных металлических машин, в том числе АНТ-4 (ТБ-1) – первый в мире серийный цельнометаллический двухмоторный бомбардировщик. На самолетах Туполева совершаются рекордные перелеты в США, на Северный полюс. Эти рекорды подтвердили не только качество туполевских машин, но и высокий уровень авиастроения молодой страны.
В год, когда летчики Чкалов и Громов совершали легендарные перелеты в Америку через Арктику, Андрей Туполев попадает под репрессии и оказывается в закрытом конструкторском бюро НКВД, позже прославившемся как «туполевская шарага», где собрались лучшие авиаконструкторы страны. В его стенах был создан бомбардировщик Ту-2 – легендарная машина времен Великой Отечественной войны. В 1941 году Туполев выходит на свободу. Всего в войне принимало участие 11 типов самолетов и военных катеров разработки Туполева.
После войны в КБ Туполева начинается разработка тяжелых боевых самолетов, заложивших основы современной дальней авиации России. Это и единственный в мире серийный турбовинтовой ракетоносец Ту-95, и сверхзвуковой ракетоносец с изменяемой стреловидностью крыла Ту-22М, и самый тяжелый и самый крупный в истории сверхзвуковой самолет − бомбардировщик Ту-160 «Белый лебедь».
Андрей Туполев: Нашей стране нужна такая крепкая авиация, чтобы никто не решился подойти к нашим границам.
В эти же годы туполевцы активно развивают гражданское направление. По инициативе КБ разрабатывается первый в СССР и второй в мире реактивный гражданский лайнер Ту-104. На основе ракетоносца Ту-95 создается дальнемагистральный Ту-114, применявшийся для беспосадочных перелетов высокопоставленных лиц. Затем были гражданские авиалайнеры Ту-124, Ту-134 и, конечно, рекордсмен по выпуску Ту-154, на котором летал весь Советский Союз и другие страны.
Было место в КБ Туполева и смелым экспериментам. В 1960-е здесь появился высокотехнологичный пионер сверхзвуковой гражданской авиации Ту-144, в 1980-е – летающая лаборатория Ту-155 на криогенном топливе.
Сегодня в ПАО «Туполев» продолжаются работы над военными и гражданскими самолетами. Ключевыми проектами КБ являются пассажирский Ту-214 и его модификации, а также стратегический ракетоносец Ту-160. Ту-214 используется для перевозки первых лиц государства, на его основе разрабатываются самолеты специального назначения. В рамках возрождения программы Ту-160 проводится модернизация существующих самолетов до версии Ту-160М и строительство новых машин.
Первые и лучшие
АНТ-25: «сгусток технических новшеств»
Этот самолет, рожденный для рекордов дальности полета, впервые взлетел в 1933 году. В АНТ-25 впервые было установлено убирающееся шасси и круглосуточное навигационное оборудование. К рекордным цифрам удалось приблизиться благодаря длинному крылу, своим размахом превышавшему длину самолета в 2,5 раза. Кроме технических нововведений, большое внимание было уделено комфорту экипажа в долгих полетах.
Свой первый неофициальный рекорд АНТ-25 поставил уже в 1934 году, пролетев по прямой без посадок 12 411 км за 72 часа. Но главной сенсацией стали беспосадочные полеты из СССР в США через Северный полюс в 1937 году, сыгравшие большую роль не только в авиации, но и в дипломатии двух стран. Полеты на АНТ-25 убедили весь мир, что в Советском Союзе есть и отважные летчики, и авиастроители высочайшего уровня.
АНТ-40 (СБ): скоростной фронтовой
Эта машина, впервые поднявшаяся в воздух в 1934 году, стала самой массовой в истории КБ Туполева. По скорости бомбардировщик АНТ-40 превосходил не только своих одноклассников, но и многие истребители того времени. Как и другие машины Туполева, самолет не только собрал в себе все технические новшества, но и отличался изяществом форм и особенно гладкой обшивкой.
АНТ-40 мог поднимать в воздух такой же объем боеприпасов, что и тяжелые самолеты, при этом скорость его была в два раза выше. В 1937 году на самолете был поставлен мировой рекорд грузоподъемности (1 тонна на 12,2 тыс. м). Всего было выпущено более 6,5 тыс. АНТ-40 в различных модификациях, и даже пассажирская версия на 10 мест, преодолевавшая маршрут Москва – Симферополь за невероятные три часа.
Ту-16 и Ту-95: новое слово в дальней авиации
Реактивная тема начала разрабатываться в ОКБ Туполева уже в 1940-е годы. Эпоха поршневых самолетов заканчивалась, и начиналось время более быстрых и совершенных машин. Транспортировать ядерные заряды, сдерживать вражеские авианосцы – такие задачи ставились перед создаваемым в 1950-е годы туполевцами тяжелым реактивным Ту-16 со стреловидным крылом. Многолетняя служба Ту-16 в обороне страны началась в 1954 году и закончилась только в 1990-е годы, причем китайский лицензионный аналог Ту-16 – Xian H-6 продолжает эксплуатироваться до сих пор.
Интересно, что следующим самолетом, обеспечивавшим мировой паритет, стал не реактивный, а турбовинтовой − Ту-95, впервые взлетевший в 1952 году. Такой вариант самолета дальней авиации оказался более экономичным и скрытным. На сегодняшний день это единственный в мире серийный бомбардировщик с турбовинтовыми двигателями. Современные модификации Ту-95МС составляют основу российской стратегической авиации.
Ту-104: первый реактивный
Как уже говорилось выше, Ту-104 произвел сенсацию, став первым в СССР и вторым в мире серийным реактивным самолетом для гражданских перевозок. Впервые он был продемонстрирован в 1955 году на авиапараде в Тушино. Побывав за границей, Ту-104 собрал массу восхищенных отзывов.
Разрабатывался новый авиалайнер на основе бомбардировщика Ту-16 и во многом повторял его устройство. Были выполнены модификации на 50, 70 и 100 пассажиров, самолет летал не только по местным, но и по международным рейсам. Ту-104 стал первым регулярно применявшимся реактивным гражданским самолетом в мире (американский Boeing 707 начал обслуживать авиалинии только спустя два года) и перевез за свою историю рекордные 100 млн пассажиров.
Ту-114: рекордсмен для VIP-перелетов
Первый трансконтинентальный лайнер с турбовинтовыми двигателями Ту-114 создавался на основе бомбардировщика Ту-95 и был способен пролететь около 10 тыс. км. Впервые он поднялся в воздух в ноябре 1957 года и на тот момент был самым большим пассажирским самолетом в мире.
Диаметр фюзеляжа составлял значительные 4,2 м, и Андрей Николаевич Туполев предложил разбить его на две палубы. На нижней перевозился багаж, была комната отдыха экипажа и кухня, а пассажиры располагались в трех салонах (один из них напоминал ресторан) и четырех спальных купе на верхней палубе, при этом еда передавалась с этажа на этаж посредством лифта. Самолет использовался для перелетов высокопоставленных лиц, например, в 1959 году на нем в США летала советская делегация во главе с Никитой Хрущевым. На счету Ту-114 32 мировых рекорда, в том числе это самый большой и самый скоростной пассажирский самолет с турбовинтовым двигателем. Всего в серии вышло 32 машины.