Встреча с ветеранами-строителями и работниками БАМа

В 2024 году отмечается пятидесятилетие с начала работ на «стройке века»

Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf

22 апреля Президент России Владимир Путин и Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев встретились в Кремле с ветеранами-строителями и работниками Байкало-Амурской железнодорожной магистрали по случаю 50-летия с начала ее строительства.

Полномасштабное возведение Байкало-Амурской железной дороги стартовало в апреле 1974 года. В нем принимали участие более 2 млн человек. Общая протяженность магистрали – 4,3 тыс. км. Магистраль пересекает три часовых пояса и шесть регионов России: Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край, Республику Саха (Якутию), Амурскую область, Хабаровский край.

Из выступления Президента России Владимира Путина:

В эти дни полвека назад был дан старт строительству Байкало-Амурской магистрали. Это одна из крупнейших железнодорожных артерий мира, настоящая дорога будущего. И конечно, для многих из тех, кто делал это, реализовывал этот проект, – тогда говорили и сейчас это можно подтвердить, – символ мечты и романтических устремлений целого поколения.
БАМ – это и воплощение колоссального труда, мужества двух миллионов совсем молодых людей со всего Советского Союза. Они осуществили во всех смыслах уникальный проект, равных которому не было в мировой истории.
Сегодня мы видим, что БАМ во многом определяет глобальную логистику на весь XXI век. Наша страна получила колоссальные возможности для освоения и развития Сибири, Дальнего Востока, для расширения грузоперевозок по направлению к Тихому океану. Прямо можно сказать, что разворот на Восток на текущем этапе стал возможен именно благодаря Байкало-Амурской магистрали.
Искренне рад лично поздравить с полувековым юбилеем начала строительства БАМа Президента Азербайджана Ильхама Гейдаровича Алиева. Его отец, – всем строителям БАМа это хорошо известно, – Гейдар Алиевич, сыграл особую, огромную роль в истории БАМа. В качестве Первого заместителя Председателя Совета министров СССР Гейдар Алиевич курировал строительство Байкало-Амурской магистрали и сделал всё возможное, чтобы этот сложнейший проект состоялся.
Добавлю, что при поддержке Гейдара Алиевича азербайджанские проектировщики и строители в ходе строительства БАМа возвели два посёлка с вокзальными комплексами – Улькан и Ангоя, а сейчас принимают участие в реконструкции и модернизации участков Байкало-Амурской магистрали в Хабаровском крае и в Якутии.
Масштабу, историческому значению БАМа соответствует и ещё одно направление российско-азербайджанского сотрудничества сегодня. Речь о развитии транспортного коридора «Север – Юг». Фактически он соединяет Северный морской путь с Персидским заливом, или, так скажем, может и должен будет соединить.
Реализация этих планов имеет огромное значение и для укрепления связанности нашей страны, для нашего политического и экономического суверенитета. Неслучайно идеи развития путей сообщения к восточным рубежам России продвигались выдающимися политиками, общественными деятелями ещё на рубеже XIX и XX веков.
Так, в 1908 году Пётр Столыпин на заседании Государственного совета, на тот момент фактически игравшего роль верхней палаты парламента, отстаивал проект строительства Амурской железной дороги, благодаря которой Транссиб полностью прошёл по территории нашей страны.
Абсолютно уверен, что новые большие задачи по развитию Восточного полигона под силу настоящим бойцам – таким, как бамовцы. Это особая общность людей с сильным характером, которые умеют добиваться поставленных целей.
Правительством Российской Федерации уже утверждены планы комплексного социально-экономического развития таких ключевых городов БАМа, как Тында, Северобайкальск, Нерюнгри, Комсомольск-на-Амуре.
Речь идёт о масштабном обновлении и развитии их транспортной инфраструктуры, ЖКХ, капитальном ремонте и строительстве школ, больниц, детских садов, спортивных объектов. И конечно, обязательно будем возводить новые, современные дома, новое жильё, в целом создавать достойные условия для тех, кто сегодня живёт и работает на БАМе.

22_aprelya_2024-kremlin.ru_2.jpg

Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев. Фото: www.kremlin.ru

«Мы благодарны бамовцам и строителям, всем транспортникам России за увековечивание памяти Гейдара Алиевича – его именем назван вокзал в посёлке Ангоя. Как бамовцы хорошо знают, он прошёл большой путь – практически пешком, на поезде, на вертолёте – в тяжёлых условиях от Братска до Владивостока и Находки, на протяжении десяти дней делил радости и горести с бамовцами», – сказал Ильхам Алиев.

«И я помню, когда он вернулся, он был впечатлён не только масштабом строительства, на что способно Советское государство, но в первую очередь самоотверженностью бамовцев, которые в тяжелейших условиях, порой вечной мерзлоты и непроходимых лесов, бездорожья, рискуя своей жизнью, можно сказать, ежедневно, совершали каждый день подвиг, совершали чудо, предопределяя будущее развитие Советского государства, а сегодня уже и России, и соседних стран, создавая уникальный образец инфраструктуры, который многие годы – 50 лет и более – будет служить делу развития и регионального, и международного сотрудничества», – подчеркнул Президент Азербайджана.

*

Из выступления президента общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Ефима Басина:

Прим. ред.: Ефим Владимирович Басин – начальник Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (ГлавБАМСтрой), заместитель министра транспортного строительства СССР (1986–1988).

Прежде всего, я хочу выразить огромную благодарность нашему Президенту от всего «Бамовского содружества» за реабилитацию БАМа. Эта стройка – главное дело нашей жизни. Через БАМ прошло действительно около двух миллионов человек. В основном это молодежь, которая стремилась принять участие в этом большом деле. И несмотря на неимоверные трудности, экстремальные условия, дорога была построена. И когда в 1990-е годы БАМу приклеили ярлык «дороги в никуда», мы восприняли это как страшную несправедливость. Это было. Поэтому чтобы поддержать людей, 25 лет тому назад мы организовали Общественную организацию «Бамовское содружество», которое сегодня объединяет более 50 тысяч ветеранов в 54 регионах страны. Ваш Указ о праздновании 50-летия начала строительства БАМа пробудил в людях былой энтузиазм. В эти дни всюду проходят встречи ветеранов с молодежью, со школьниками, студентами. Ветераны рассказывают как строили БАМ и преодолевали трудности.
Люди радуются тому, что трудовой подвиг строителей не забыт. А БАМ обогатил нас опытом разворота гигантских строек.
Ваше решение о масштабном проекте развития БАМа все мы восприняли с большим воодушевлением.
Сегодня на трассе кипит работа. Магистраль станет двухпутной на всем протяжении. Будут построены тоннели-дублеры. Жаль только, что упущено много времени. Но надеюсь, что задача развития Восточного полигона не закончится только сетью дорог. Ведь нам предстоит колоссальная работа по освоению зоны БАМа, а это треть природных ресурсов России, вся таблица Менделеева. При этом, несомненно, будет востребован и наш опыт строительства в экстремальных условиях Севера.
БАМ не случайно назывался всенародной стройкой. В его строительстве действительно принимала участие вся страна. Из 60 пристанционных поселков, построенных на БАМе, больше половины возводились силами посланцев различных крупных городов России и почти всех советских республик, в том числе и Азербайджана.
От имени всех строителей БАМа я хотел был пригласить Президента Азербайджанской Республики Ильхама Гейдаровича Алиева и, конечно, Вас, Владимир Владимирович, принять участие в праздновании 50-летия БАМа в Тынде, в его столице, 8 июля. Я думаю, что к этому времени Вы можете запустить и начало строительства Северомуйского тоннеля. Это будет грандиозное событие. Там, в Тынде, будет открыт прекрасный памятник строителям БАМа – очень хороший, который был выигран по конкурсу. И в Москве, кстати, мэром принято решение о переименовании площади в районе трех вокзалов, назвав ее Площадью строителей БАМа. Это потому, что именно с этой площади, с этих вокзалов отправлялись первые комсомольцы прямо с 17-го съезда комсомола. Кстати, некоторые из них присутствуют здесь, за этим столом.
Участие во встрече приняли: заместитель Председателя Правительства Российской Федерации, председатель организационного комитета по подготовке и проведению празднования начала строительства Байкало-Амурской магистрали Марат Хуснуллин, помощник Президента Российской Федерации Игорь Левитин, министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев, 34 ветерана-строителя и работника БАМа. В числе участников: генеральный директор – председатель правления ОАО «РЖД» Олег Белозеров и председатель совета директоров АО «Бамтоннельстрой-Мост» Руслан Байсаров.

*

В соответствии с указом Президента России от 22 апреля 2024 года №279 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» «за большой вклад в реконструкцию, развитие и в связи с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» отмечены 52 гражданина России и два трудовых коллектива: акционерного общества «Бамтоннельстрой-Мост», город Москва и общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний 1520», город Москва.

*

Указом Президента России от 29 августа 2022 года №588 «О юбилейной медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» учреждена юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали».

Медалью награждаются активные участники строительства, реконструкции, развития и обслуживания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектов ее инфраструктуры, в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.

Первое награждение медалью состоялось 19 января 2024 года в Москве на ВДНХ на площадке Международной выставки-форума «Россия».

Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев вручил юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» сотрудникам и ветеранам холдинга «РЖД».

*

17 апреля в Иркутской области состоялась торжественная церемония гашения марки, посвященной 50-летию начала строительства БАМа. На юбилейной марке изображен логотип празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Тираж – 72 тыс. экземпляров.

Кроме Иркутска марку «50 лет БАМу» торжественно погасили в городах Иркутской области: Братске, Тайшете и Усть-Куте. Специальные гашения намечены в Москве и в городах: Нерюнгри (Якутия), Северобайкальске (Бурятия), Советской Гавани (Хабаровский край), Тынде (Амурская область), Улан-Удэ (Бурятия), Хабаровске и Чите (Забайкальский край).

*

«Слышишь – время гудит: БАМ!»

Активное строительство БАМа начато в 1974 году после принятия постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».

Документ предполагал возведение железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3145 км, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена) – 680 км, линий Бам – Тында и Тында – Беркакит – 397 км.

Основными двигателями стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – Таджикистан, Алонку – Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.

К 1980 году организуется Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением управления дороги в городе Тынде.

29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигавшиеся навстречу друг другу 10 лет.

1 октября 1984 года состоялась укладка «золотых» звеньев БАМа на станции Куанда (Каларский район Читинской области).

БАМ стал одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории СССР.

Ключевые станции БАМа: Тайшет; Лена; Таксимо; Тында; Нерюнгри; Новый Ургал; Комсомольск-на-Амуре; Ванино; Советская Гавань.

Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4,3 тыс. км. БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская – Тында, Известковая – Новый Ургал и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре.

БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями – через районы вечной мерзлоты (глубина которой от 1–3 до сотен метров) и высокой сейсмичности (до 9 баллов).

Магистраль пересекает 11 полноводных рек (среди них Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа, Бурея) и семь горных хребтов (Байкальский, Северомуйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский). Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях: среди них – Байкальский (6,7 км) и Северо-Муйский (15,3 км).

При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях.

Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю. По своей протяженности (15343 м) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.

Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня:

  • открыт доступ к природным ресурсам огромного региона;
  • обеспечены транзитные перевозки;
  • создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный
  • маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 тыс. км по российским железным дорогам;
  • в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.

*

8 июля 2014 года Президент России Владимир Путин дал старт торжественной церемонии укладки «серебряного звена» – секции железнодорожного полотна на перегоне Таксимо-Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, символизирующей начало модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали.

Глава государства в режиме телемоста поздравил ветеранов БАМа и железнодорожников с 40-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали.

В видеосвязи участвовали: президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, ветераны БАМа – Александр Бондарь и Иван Варшавский. Бригады под их руководством 29 сентября 1984 года принимали участие в укладке «золотого звена» на разъезде Балбухта в Читинской области, тем самым состыковали БАМ, что обеспечило сквозное движение от Байкала до Амура.

Источник | фото
Источник
Источник