В 2024 году отмечается пятидесятилетие с начала работ на «стройке века»
Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf
22 апреля Президент России Владимир Путин и Президент Азербайджанской Республики Ильхам Алиев встретились в Кремле с ветеранами-строителями и работниками Байкало-Амурской железнодорожной магистрали по случаю 50-летия с начала ее строительства.
Полномасштабное возведение Байкало-Амурской железной дороги стартовало в апреле 1974 года. В нем принимали участие более 2 млн человек. Общая протяженность магистрали – 4,3 тыс. км. Магистраль пересекает три часовых пояса и шесть регионов России: Иркутскую область, Республику Бурятия, Забайкальский край, Республику Саха (Якутию), Амурскую область, Хабаровский край.
Из выступления Президента России Владимира Путина:
22_aprelya_2024-kremlin.ru_2.jpg
«Мы благодарны бамовцам и строителям, всем транспортникам России за увековечивание памяти Гейдара Алиевича – его именем назван вокзал в посёлке Ангоя. Как бамовцы хорошо знают, он прошёл большой путь – практически пешком, на поезде, на вертолёте – в тяжёлых условиях от Братска до Владивостока и Находки, на протяжении десяти дней делил радости и горести с бамовцами», – сказал Ильхам Алиев.
«И я помню, когда он вернулся, он был впечатлён не только масштабом строительства, на что способно Советское государство, но в первую очередь самоотверженностью бамовцев, которые в тяжелейших условиях, порой вечной мерзлоты и непроходимых лесов, бездорожья, рискуя своей жизнью, можно сказать, ежедневно, совершали каждый день подвиг, совершали чудо, предопределяя будущее развитие Советского государства, а сегодня уже и России, и соседних стран, создавая уникальный образец инфраструктуры, который многие годы – 50 лет и более – будет служить делу развития и регионального, и международного сотрудничества», – подчеркнул Президент Азербайджана.
*
Из выступления президента общероссийской общественной организации «Бамовское содружество», Героя Социалистического Труда, полного кавалера ордена «За заслуги перед Отечеством» Ефима Басина:
Прим. ред.: Ефим Владимирович Басин – начальник Главного управления по строительству Байкало-Амурской железнодорожной магистрали (ГлавБАМСтрой), заместитель министра транспортного строительства СССР (1986–1988).
*
В соответствии с указом Президента России от 22 апреля 2024 года №279 «О награждении государственными наградами Российской Федерации» «за большой вклад в реконструкцию, развитие и в связи с 50-летием начала строительства Байкало-Амурской железнодорожной магистрали» отмечены 52 гражданина России и два трудовых коллектива: акционерного общества «Бамтоннельстрой-Мост», город Москва и общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний 1520», город Москва.
*
Указом Президента России от 29 августа 2022 года №588 «О юбилейной медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» учреждена юбилейная медаль «50 лет Байкало-Амурской магистрали».
Медалью награждаются активные участники строительства, реконструкции, развития и обслуживания Байкало-Амурской железнодорожной магистрали и объектов ее инфраструктуры, в том числе военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации.
Первое награждение медалью состоялось 19 января 2024 года в Москве на ВДНХ на площадке Международной выставки-форума «Россия».
Министр транспорта Российской Федерации Виталий Савельев вручил юбилейные медали «50 лет Байкало-Амурской магистрали» сотрудникам и ветеранам холдинга «РЖД».
*
17 апреля в Иркутской области состоялась торжественная церемония гашения марки, посвященной 50-летию начала строительства БАМа. На юбилейной марке изображен логотип празднования 50-летия начала строительства Байкало-Амурской магистрали. Тираж – 72 тыс. экземпляров.
Кроме Иркутска марку «50 лет БАМу» торжественно погасили в городах Иркутской области: Братске, Тайшете и Усть-Куте. Специальные гашения намечены в Москве и в городах: Нерюнгри (Якутия), Северобайкальске (Бурятия), Советской Гавани (Хабаровский край), Тынде (Амурская область), Улан-Удэ (Бурятия), Хабаровске и Чите (Забайкальский край).
*
«Слышишь – время гудит: БАМ!»
Активное строительство БАМа начато в 1974 году после принятия постановления Центрального комитета КПСС и Совета Министров СССР от 8 июля 1974 года «О строительстве Байкало-Амурской железнодорожной магистрали».
Документ предполагал возведение железной дороги первой категории Усть-Кут (Лена) – Комсомольск-на-Амуре протяженностью 3145 км, второго пути Тайшет – Усть-Кут (Лена) – 680 км, линий Бам – Тында и Тында – Беркакит – 397 км.
Основными двигателями стройки стали комсомольцы-добровольцы и военные строители. Республиканские комсомольские отряды соревновались между собой и имели «свои» объекты: крупнейшую станцию Ургал строила Украинская ССР, станцию Муякан – Белоруссия, Уоян – Литва, Кичеру – Эстония, Таюру – Армения, Улькан – Азербайджан, Солони – Таджикистан, Алонку – Молдавия. Тынду, столицу БАМа, строили москвичи.
К 1980 году организуется Байкало-Амурская железная дорога с местонахождением управления дороги в городе Тынде.
29 сентября 1984 года состоялась «золотая» стыковка на разъезде Балбухта (Каларский район Читинской области). Встретились восточное и западное направления строителей БАМа, продвигавшиеся навстречу друг другу 10 лет.
1 октября 1984 года состоялась укладка «золотых» звеньев БАМа на станции Куанда (Каларский район Читинской области).
БАМ стал одним из самых масштабных инфраструктурных проектов в истории СССР.
Ключевые станции БАМа: Тайшет; Лена; Таксимо; Тында; Нерюнгри; Новый Ургал; Комсомольск-на-Амуре; Ванино; Советская Гавань.
Общая протяженность БАМа от Тайшета до Советской Гавани составляет 4,3 тыс. км. БАМ связывается с Транссибирской железной дорогой тремя соединительными линиями: Бамовская – Тында, Известковая – Новый Ургал и Волочаевка – Комсомольск-на-Амуре.
БАМ проходит по территории с суровыми природно-климатическими условиями – через районы вечной мерзлоты (глубина которой от 1–3 до сотен метров) и высокой сейсмичности (до 9 баллов).
Магистраль пересекает 11 полноводных рек (среди них Лена, Амур, Зея, Витим, Олекма, Селемджа, Бурея) и семь горных хребтов (Байкальский, Северомуйский, Удоканский, Кодарский, Олекминский Становик, Туранский и Дуссе-Алинский). Из-за сложного рельефа местности более 30 км железной дороги проходит в тоннелях: среди них – Байкальский (6,7 км) и Северо-Муйский (15,3 км).
При строительстве БАМа были применены новейшие конструкции, разработаны и запатентованы новые способы строительства и эксплуатации объектов в сложных гидрогеологических условиях.
Окончательным завершением строительства Байкало-Амурской магистрали может считаться 5 декабря 2003 года, когда было открыто движение по Северо-Муйскому тоннелю. По своей протяженности (15343 м) он является самым длинным тоннелем в России и пятым в мире. По условиям строительства тоннель не имеет аналогов: вечная мерзлота, обилие подземных вод, осыпи, обвалы, тектонические разломы.
Строительство БАМа решило задачи общенационального уровня:
- открыт доступ к природным ресурсам огромного региона;
- обеспечены транзитные перевозки;
- создан кратчайший межконтинентальный железнодорожный
- маршрут Восток-Запад, проходящий на протяжении 10 тыс. км по российским железным дорогам;
- в военно-стратегическом смысле магистраль парирует возможные сбои и перерывы в движении поездов на Транссибе.
*
8 июля 2014 года Президент России Владимир Путин дал старт торжественной церемонии укладки «серебряного звена» – секции железнодорожного полотна на перегоне Таксимо-Лодья Восточно-Сибирской железной дороги, символизирующей начало модернизации Транссиба и Байкало-Амурской магистрали.
Глава государства в режиме телемоста поздравил ветеранов БАМа и железнодорожников с 40-летием начала строительства Байкало-Амурской магистрали.
В видеосвязи участвовали: президент ОАО «РЖД» Владимир Якунин, ветераны БАМа – Александр Бондарь и Иван Варшавский. Бригады под их руководством 29 сентября 1984 года принимали участие в укладке «золотого звена» на разъезде Балбухта в Читинской области, тем самым состыковали БАМ, что обеспечило сквозное движение от Байкала до Амура.