Поставки новых вагонов на Таганско-Краснопресненскую линию метро начались в декабре 2015 года. Обновлённый подвижной состав менее шумный и более вместительный
Мэр Москвы Сергей Собянин осмотрел новые вагоны, закупленные для обновления подвижного состава на Таганско-Краснопресненской линии Московского метрополитена.
«Московское метро считается по праву лучшим в мире. Тем не менее проблем более чем достаточно. Одна из главных — это морально устаревший подвижной состав, некоторые вагоны ходят уже по 20, 30 и более лет. Поэтому мы в последние годы реализуем программу обновления подвижного состава. И он уже заменён более чем на треть», — сказал Сергей Собянин.
Программа обновления поездов московского метро стартовала в 2010 году. К настоящему времени 37 процентов вагонов, работающих на линиях, — это новый подвижной состав. Переход на современные малошумные вагоны с плавным ходом существенно повышает комфорт поездок для пассажиров.
Начав эти закупки, Правительство Москвы сформировало крупнейший заказ для отечественного машиностроения. Производство и обслуживание новых поездов московского метро обеспечивает порядка 100 тысяч рабочих мест для машиностроителей и специалистов смежных отраслей в десятках российских регионов.
Мэр Москвы подчеркнул, что перед машиностроителями поставлена задача создать поезд нового поколения, на уровне лучших мировых стандартов: «И со следующего года в московское метро будут поступать именно такие составы: повышенной комфортности, повышенной вместимости и совершенно другой энергоёмкости. Энергоэффективность этого поезда будет процентов на 40 выше, чем у предыдущего».
Поезда более высокого класса — со сквозным проходом между вагонами — начнут поступать в метрополитен с 2017 года. Это позволит пассажирам выбирать более свободный вагон и экономить время в пути, входя и выходя из поезда через наиболее удобные двери. Пока в метро всего несколько таких поездов, и, судя по отзывам, они нравятся москвичам.
От традиционной к новой схеме закупок
С 2010 года (с учётом поставок 2016 года) Московский метрополитен закупил 1595 вагонов. Это 37 процентов от общего количества вагонов (4290 штук), работающих в настоящий момент на линиях.
987 вагонов приобрели в 2010–2013 годах по традиционной схеме — в собственность — с последующим обслуживанием собственными силами. С 2014 года была внедрена новая схема закупки по контрактам жизненного цикла (КЖЦ), по которой до конца 2016 года в метро поставят 608 вагонов.
По состоянию на начало этого года новые вагоны есть на восьми из 12 линий метрополитена: Кольцевой, Арбатско-Покровской, Серпуховско-Тимирязевской, Калининской, Филёвской, Люблинской, Бутовской и Таганско-Краснопресненской. Поставки новых вагонов на самую загруженную Таганско-Краснопресненскую линию метро начались в декабре 2015 года.
В настоящее время в электродепо «Выхино» уже появилось пять новых поездов (40 вагонов) серии 81-760/761. До конца года сюда поставят ещё 19 поездов (152 вагона). Кроме того, в этом году на Таганско-Краснопресненской линии начнут ходить поезда со сквозным проходом между вагонами.
«Полностью на этой линии поезда поменяются к 2018 году. Только новый подвижной состав будет. Еще 2018 год — важная дата, состоится чемпионат мира по футболу. А поскольку на этой линии находится стадион “Спартак”, мы, конечно, хотим, чтобы гости города ездили на самом современном подвижном составе», — доложил заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Максим Ликсутов.
Шумоизоляция, кондиционеры и инфотабло
Московский метрополитен первым в России перешёл на закупку вагонов по контракту жизненного цикла. КЖЦ на поставку 832 вагонов (104 поезда) был заключён в 2014 году. Поставки будут идти до 2017 года.
Производитель вагонов — ОАО «Метровагонмаш» (Мытищи), входящее в один из крупнейших машиностроительных холдингов России «Трансмашхолдинг».
По КЖЦ Московский метрополитен закупает современные вагоны 760-й серии «Ока». Основные преимущества этих вагонов по сравнению с традиционными типа Еж:
— значительно более низкий уровень шума;
— плавность хода;
— бόльшая вместимость;
— более высокая надёжность, экономичность и меньшие эксплуатационные расходы.
Вагоны 760-й серии в стандартной комплектации оборудованы улучшенной шумоизоляцией, системами кондиционирования, вентиляции и дезинфекции воздуха, отопления салона и кабины машиниста, прислонно-раздвижными дверями с датчиками антизажатия. В вагонах также есть система видеонаблюдения, специализированные места для пассажиров с ограниченными возможностями, электронные информационные табло. Для экономии электроэнергии на них стоят асинхронный тяговый привод и рекуперативно-реостатная система торможения. Также имеется система самодиагностики и автоматического управления (разработка концерна «ВКО Алмаз-Антей»). В отделке салона применены современные экологически чистые материалы с антивандальным покрытием.
Помимо вагонов стандартной комплектации, в качестве эксперимента ОАО «Метровагонмаш» поставило Московскому метрополитену три состава модифицированной серии 760А со сквозным проходом между вагонами.
Обслуживание и ремонт вагонов
По контракту жизненного цикла производитель обязуется не только поставить, но и своими силами обслуживать вагоны на протяжении 30 лет их эксплуатации.
Контракт предусматривает штрафные санкции в случае возникновения ситуаций, нарушающих режим работы метрополитена по причине неисправности подвижного состава (450 тысяч рублей за каждый случай нарушения графика движения поездов из-за некачественно выполненного обслуживания).
Это создаёт у производителя стимулы к повышению качества производства и обслуживания, доработке системных ошибок и устранению слабых мест. При ремонте подвижного состава производитель использует оригинальные запчасти, что также повышает уровень безопасности движения поездов.
Как показала практика, после перехода на КЖЦ количество неисправностей вагонов Калининской и Серпуховско-Тимирязевской линий в 2015 году снизилось на 56 процентов (с 324 случаев в 2014 году до 142 случаев в 2015 году). Поломок вагонов, которые приводили к нарушению графика движения поездов, в 2015 году на этих линиях не происходило.
С финансовой точки зрения в результате использования КЖЦ затраты на сервисное обслуживание вагонов метро сократились примерно на 15 процентов по сравнению с традиционным обслуживанием собственными силами. Сэкономить удалось благодаря оптимизации производственных процессов и повышению производительности труда персонала.
Сквозной проход и откидные сиденья
В 2013–2014 годах Московский метрополитен разработал технические требования к подвижному составу принципиально нового поколения. В их подготовке принимали участие ведущие российские научные организации в области транспортного машиностроения (ВНИИЖТ, ВНИИЖГ и Институт проблем естественных монополий), а также консультанты — представители крупнейших производителей подвижного состава (Siemens, Bombardier, CAF, Alstom, «Синара», Уралвагонзавод, «Трансмашхолдинг»).
Также при разработке модели проводились консультации с машинистами и гражданами из числа маломобильных групп населения. В результате в конструкцию вагонов внесли более 200 новшеств, касающихся организации пространства салона и улучшения эргономики кабины машиниста.
«Для маломобильных пассажиров вагоны тестировали. У нас есть макет один к одному, мы просили группу маломобильных граждан заезжать-выезжать на колясках, и они высказали в общей сложности около 100 замечаний. Все эти замечания включены в техническое задание и будут отражены в новом подвижном составе», — сообщил заммэра.
Контракт жизненного цикла на поставку вагонов нового поколения (серия 765) был заключён с ОАО «Метровагонмаш» в 2014 году. Начало поставок запланировано на 2017 год. Всего метрополитен получит 768 вагонов.
«Это самый новый вагон, который делает “Трансмашхолдинг”, аналогов ему в мире нет. Отличительные характеристики вы все очень подробно увидите на плакате. Из главных моментов могу выделить такие: он на 22 тонны легче, за счёт этого нагрузка на рельсы тоже меньше, на 40 процентов он менее энергоёмкий, то есть мы на 40 процентов сократим потребление электроэнергии», — подчеркнул Максим Ликсутов.
Ключевыми обновлениями 765-й серии станут:
1) сквозной проход между вагонами, позволяющий пассажирам равномерно занимать места в поезде и выходить через удобные для них двери. Благодаря сквозному проходу вместимость поезда увеличивается на 15 процентов при одинаковом уровне комфорта поездки. Также наличие сквозного прохода снижает риск падения пассажира с платформы станции в межвагонное пространство;
2) более широкие (на 16 процентов) дверные проёмы, что ускорит и сделает комфортнее посадку и высадку пассажиров, прежде всего в часы пик;
3) улучшенный каркас поручней для удобного проезда стоя;
4) более комфортное освещение;
5) специальные места для проезда маломобильных граждан в инвалидных колясках;
6) откидные сиденья, позволяющие увеличить вместимость поездов в часы пик;
7) повышенная тепло- и шумоизоляция пассажирского салона, которая обеспечит комфорт в поездке и позволит пассажирам разговаривать в вагоне, не повышая голос;
8) улучшенная вентиляция с кондиционером и обеззараживанием воздуха при помощи ультрафиолетовых ламп, убранных в специальные защитные короба по всей длине потолка вагонов;
9) информационно-навигационная мультимедийная система и видеонаблюдение с функцией записи;
10) более современный дизайн.
Новые поезда будут легче своих предшественников на 10 процентов и, соответственно, будут оказывать меньшее воздействие на пути.
Кроме того, уменьшение массы в сочетании с применением рекуперативно-реостатной системы торможения и другого энергоэффективного оборудования снижает затраты электроэнергии на обеспечение тяги на 40 процентов по сравнению с традиционными поездами типа Еж.