Москва, Омск, «Ангара»

Серийное изготовление ракет «Ангара-А5» разворачивается Центром Хруничева в Омске и Москве

Успешный испытательный пуск тяжелой ракеты-носителя «Ангара-А5» в декабре 2021 года подтвердил обоснованность заложенных при ее разработке конструкторских и технологических решений. Серийное изготовление ракет разворачивается на производственных мощностях Центра Хруничева (АО «Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева», ГКНПЦ имени М.В. Хруничева) в Омске и Москве.

О текущем статусе работ, перспективах выпуска модернизированной версии «Ангары-А5», разграничении функций между московской и омской площадками, а также нюансах организации большого и сложного производства Игорю Маринину рассказал генеральный директор Центра Хруничева Алексей Варочко.

Зачет по итогам

Руководитель Центра Хруничева сообщил, что предприятие успешно выполнило производственную программу 2021 года. Оно с честью справилось с планом выпуска новой ракетно-космической техники и, что немаловажно, с «хвостами» – контрактами, по которым поставки в силу разных причин не были осуществлены ранее. Алексей Варочко особо отметил, что в 2021 года успешно стартовали два изготовленных в Центре Хруничева носителя «Протон-М», один из которых вывел на орбиту долгожданный модуль «Наука» для Международную космическую станцию.

Состоялся третий старт в рамках летно-конструкторских испытаний ракеты «Ангара-А5». Подготовка и пуск носителя в декабре прошлого года проходили в автономном режиме. Система самостоятельно подвела установщик с ракетой к стартовому столу, произвела вертикализацию, подсоединила заправочные трубопроводы, затем отвела установщик от ракеты. Поскольку это были испытания, немудрено, что в их ходе возникали вопросы, которые еще потребуют внимания инженеров. Например, пуск проходил в условиях сильного мороза (–30°С и ниже), из-за чего система термостатирования (обеспечивает тепловой режим ракеты-носителя) работала в напряженном режиме. Тем не менее система с нагрузками справилась.

Говоря о результатах прошлого года, Алексей Варочко напомнил, что «на московской (Ракетно-космический завод и КБ «Салют» им. В.М. Мясищева. – Ред.) и омской площадках (ПО «Полет». — Ред.) продолжились работы в рамках подготовки к серийному выпуску ракет «Ангара»: «Мы подписали контракт на изготовление уже четырех серийных машин (“Ангара-А5”. – Ред.). Их баки готовы».

За последние два года Центр Хруничева защитил три эскизных проекта. «Это темы “Амур” (ракета “Ангара” на космодроме Восточный), КВТК (кислородно-водородный разгонный блок тяжелого класса. – Ред.), а также модернизация легкой ракеты “Рокот”, – рассказал генеральный директор. – По “Рокоту” уже разрабатываем конструкторскую документацию».

С учетом модернизации

В то время как на космодроме Плесецк проходят летно-конструкторские испытания ракеты-носителя «Ангара-А5», в Центре Хруничева в рамках опытно-конструкторской работы «Амур» разрабатывается ее более совершенная и грузоподъемная модификация.

«На “Ангаре-А5М” будет установлен форсированный (более мощный) двигатель РД-191М, – объясняет Алексей Григорьевич. – Осваиваются новые технологии изготовления сухих отсеков. Внедряется автоматизация изготовления трубопроводов. На вафельных панелях, из которых сваривают топливные баки, ячейки, повышающие их прочность, будут разных размеров. Применяемые инновации помогут добиться экономии веса не на килограммы, а на тонны! Благодаря этому увеличится грузоподъемность ракеты “Ангары-А5М” по сравнению с первым вариантом “А5”. С учетом планируемого со временем перехода на водородную третью ступень, это позволит сделать возвращаемой связку первой и второй ступеней ракеты. При этом ракета будет обладать той же грузоподъемностью, что и “Ангара-А5М”, но иметь многоразовые ступени».

На серийной «Ангаре-А5М» будет обеспечен более удобный доступ к отдельным блокам и системам, что повысит технологичность и ремонтопригодность техники. Это не только увеличит надежность конструкции, но и повысит производительность труда при изготовлении носителя.

Совсем не мелочи

Любой процесс становления сложного производства, а тем более в капиталоемкой и технологичной космической отрасли, сталкивается с множеством организационных задач. Не все из них удается решать вовремя. Зачастую это происходит по бюрократическим причинам. Не стало исключением и развертывание производства в Омске.

«Например, мы не заключили договор на строительство нового производственного корпуса стоимостью несколько миллиардов рублей на омской площадке, – поясняет Алексей Варочко. – Мы девять раз выходили на конкурсы, и они по разным поводам срывались. Главная причина – недостаток в России квалифицированных надежных строительных компаний. Есть и другие примеры. От некой мелкой организации-однодневки с уставным капиталом в 10 тысяч рублей, но претендующей на миллиардный заказ, в контрольные органы поступает заявление о мифических нарушениях при проведении конкурса. Начинались разборки, а результаты конкурса отменялись. И так неоднократно».

Алексей Григорьевич рассказал еще об одной проблемной ситуации, требующей решения, но уже не в Омске, а в Москве. Котельные, которые принадлежали Центру Хруничева, еще в 2014 года передали на баланс Москве, а с аналогичным переводом оборудования и людей вышла задержка. В результате предприятие должно было финансировать ремонт и подготовку котельных к зиме. И это при том, что ни одного квадратного метра Центра Хруничева к котельным не подключено.

«Протоны» и их капитал

В середине февраля первый заместитель гендиректора Роскосмоса по экономике и финансам Максим Овчинников сообщил, что долги Центра Хруничева за последние три года снизились более чем в десять раз и составляют сейчас 10 млрд рублей. На мой вопрос, каким образом удалось этого добиться, руководитель Центра пояснил: «Прежде всего мы изучили реальную историю расходов предприятия и выявили причины образования этих долгов. По нашему плану, долги перед смежниками мы можем погасить через год-два. Наша задолженность перед банками около 9 млрд рублей, и здесь мы тоже знаем, как рассчитаться. У нас есть серьезный “капитал” – четыре последних “Протона-М”, сборка которых завершится в конце года. Это машины наши и строятся на внутренние средства предприятия. При их продаже мы закроем все долги. Мы уверены, что найдем заказчиков».

Распределение обязанностей

Год назад Алексей Варочко рассказывал «Русскому космосу» о принципах разделения труда и кооперации между московской и омской площадками Центра Хруничева. Уже тогда он указывал: все больше производственных функций, связанных с изготовлением «Ангары», со временем будет сосредоточено в Омске.

«Легкая “Ангара-1.2” будет серийно изготавливаться на омской площадке, – говорит Алексей Григорьевич. – Москва будет поставлять только блок довыведения из состава второй ступени – так называемый агрегатный модуль. В Омске будет налажено серийное производство универсальных ракетных модулей для первой и второй ступеней тяжелой “Ангары-А5” и ее модернизированной версии “А5М”. Там же планируется проводить окончательную сборку ракет.

В Москве будет изготавливаться и поставляться в Омск третья ступень. Причина чисто технологическая. Баки для третьей ступени мы будем варить в Москве. Считаю, что перевозить соответствующее оборудование в Омск, потратив на это около значительные средства из федерального бюджета, нерационально.

Таким образом, для “Ангары-А5” и “А5М” в Москве предполагается делать все разгонные блоки, третью ступень, а также обтекатели трех типов, самый большой из которых будет пятиметровым. Российским разработчикам космической техники интересна такая размерность, поскольку позволяет создавать крупногабаритные аппараты. Для обтекателя диаметром пять метров у нас уже разработана конструкторская документация, и идет перекомпоновка оборудования по цехам.

Помимо тяжелой “Ангары”, планируем делать обтекатели (как минимум по одному варианту) для легкой “Ангары” и “Рокота”. Здесь же, в Москве, продолжим изготавливать разгонный блок “Бриз” под “Рокот” и под “Ангару”, запускаемую с Плесецка. Надеюсь, в будущем “Бризу” найдется применение и на Восточном».

Собранные в Омске тяжелые ракеты пока приходится возить на испытания в Москву. Но уже в ближайшее время этот лишний зигзаг на пути ракеты к космодрому будет устранен. В Омске в этом году планируется завершить создание собственной контрольно-испытательной станции (КИС), что позволит замкнуть весь цикл производства «Ангары» на сибирской площадке. Тем самым будет раскрыт логистический потенциал города, поскольку доставка ракеты из Омска что на Восточный, что в Плесецк занимает одинаковое время.

«После этого формуляр к каждой машине будет подписываться именно омским Производственным объединением “Полет”», – уверяет Алексей Григорьевич.

Сейчас в столице проходит проверки «Ангара-А5» для четвертого испытательного пуска. Ракету под номером пять также ждут в Москве. А вот проверки «Ангары-А5» для первого пуска с Восточного планируется проводить уже в Омске. Аналогичная инфраструктура для легкой «Ангары» на омском предприятии уже создана.

Стимулы для молодежи

Энтузиасты российской космонавтики часто интересуются: как обстоят дела c подготовкой кадров для производства «Ангары» и что будет со специалистами, которые собирают «Протоны»?

Алексей Варочко убежден, что московский персонал, который сейчас занят изготовлением «Протонов», сможет со временем переориентироваться на сборку составных частей для «Ангары». Для того чтобы люди знакомились с тонкостями производственного процесса и присматривались к новым технологиям, работа над созданием «Протона» и «Ангары» организована в одном цехе.

Впрочем, «подтягивать» профессиональный уровень, по словам Алексея Григорьевича, нужно повсеместно.

«На сегодняшний день часть коллектива с московской площадки принимает участие в работах в Омске, потому что, не буду скрывать, есть проблема с персоналом, – признает гендиректор Центра Хруничева. – Конечно, есть в этой миграции и плюс: постоянно идет обмен опытом между омской и московской площадками. Тем не менее дефицит профессиональных кадров существует».

В этом плане отдельного внимания требует вопрос привлечения на предприятия молодых специалистов.

«Подготовка молодежи – это долгосрочные инвестиции, – констатирует собеседник. – Мы работаем со многими ведущими университетами страны. На сегодня порядка 530 человек проходит целевое обучение от нашего предприятия в вузах. Каждый год около 100 студентов мы берем к себе на практику».

Алексей Варочко отметил, что предприятию нужны не только квалифицированные рабочие и инженеры-конструкторы, но и ученые. Поэтому Центр Хруничева помогает закрепившимся на предприятии специалистам с аспирантурой, предлагает различные формы материального стимулирования, например льготную ипотеку. Чтобы решить проблему с жильем, Центр прорабатывает вопрос по строительству в Москве и Омске семейных общежитий.

Переезд в НКЦ

В 2023 году планируется завершение строительства Национального космического центра (НКЦ), который расположится на прилегающей к Центру Хруничева территории. Восемь тысяч сотрудников предприятия получат новые рабочие места.

«Для нас переезд в современные помещения – мечта, и хорошо бы, чтобы она сбылась, – делится планами Алексей Варочко. – Зданиям, где располагается КБ “Салют” (структура Центра Хруничева. – Ред.) и некоторые другие подразделения, уже много лет. Последние годы в капитальный ремонт помещений деньги не вкладывались, и в каком состоянии эти здания — нам понятно. При подготовке к строительству НКЦ каждое наше подразделение составляло перечень требований к оснащенности будущих рабочих мест. Я полагаю, что этот совместный с Москвой проект будет реализован и мы получим порядка 30 тысяч квадратных метров площадей только для Центра Хруничева. Здесь будут находиться офисные помещения для конструкторов, технологов и административного персонала. Конечно, переедут не все. Подразделения, связанные с производством, должны иметь специальные условия работы, которые будут обеспечиваться на компактной производственной площадке. Для некоторых служб на территории уже отремонтировали корпус».

Гендиректор сообщил, что строительство низкоэтажной части НКЦ практически завершено. Начинаются работы по внутренней планировке. Возведение 300-метровой башни-высотки идет со скоростью три-четыре этажа в месяц, что, с учетом сложности конструктива здания, очень хороший показатель. В завершение беседы Алексей Варочко подытожил: «Мне хочется верить, что, согласно плану, мы переедем в Национальный космический центр в 2024 году. Ждать осталось недолго».

Справка. Центр Хруничева – одно из ведущих предприятий космической отрасли России – начал свою деятельность в 1916 году выпуском автомобилей. В 1923 году перешел на выпуск самолетов, а в 1960 году – ракетной и космической техники. Новейшая разработка – тяжелая ракета-носитель «Ангара-А5М».

В Центре Хруничева серийно производились баллистические ракеты УР-100, базовые блоки и тяжелые модули для всех отечественных орбитальных станций и российского сегмента МКС, ракеты-носители тяжелого класса типа «Протон» и легкого класса «Рокот», разгонные блоки серии «Бриз» и другие изделия. В настоящее время Центр Хруничева и его филиалы ведут модернизацию «Рокота», серийно выпускают разгонные блоки «Бриз-М», завершают выпуск ракеты-носителя «Протон-М».

Центр Хруничева разработал, изготавливает и налаживает серийное производство перспективных ракет-носителей: легкой «Ангары-1.2» и тяжелой «Ангары-А5» в разных модификациях. Основная часть работ будет локализована в омском филиале Центра – Производственном объединении «Полет».

Журнал «Русский космос»

Источник | фото