На заводе смонтирована роботизированная система сварочного оборудования и созданы 490 новых рабочих мест
Подписывайтесь на телеграм-канал проекта Славатруд.рф https://t.me/slavatrudrf
Завод «Москвич» перешел на производство автомобилей по технологии полного цикла, заявили мэр Москвы Сергей Собянин и генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин.
«“Москвич” продолжает развиваться. Смонтирована роботизированная линия сварки, мы переходим на полный технологический цикл сборки автомобилей, пожалуй, первые в стране среди тех заводов, которые были остановлены западными инвесторами. Помимо сварки здесь будет покраска кузова и – тоже впервые в России, наверное, – усиленное антикоррозийное покрытие кузова с учетом наших климатических условий. Ну а дальше, конечно, будем углублять локализацию и, самое главное, создавать собственный автомобиль», – отметил Сергей Собянин.
Благодаря локализации сварки, окраски, сборки и контроля качества доля операций производства на территории России выросла в 18 раз. Теперь вместо около 50 компонентов при сборке готовых автомобилей используется более 900 деталей.
«Сегодня автомобили, поставляемые в страну, часто условно соответствуют нашим климатическим условиям. В этом автомобиле все эти проблемы мы решаем усиленным антикоррозионным покрытием, улучшаем его способность работать в условиях низких температур. Уверен, что та программа локализации, которую мы наметили, будет выполнена в полном объеме», – сообщил Сергей Когогин.
Переход на производство по технологии полного цикла сократит логистические расходы предприятия до 25% за счет оптимизации наполняемости транспортных средств.
Для этого на заводе смонтировали роботизированную систему сварочного оборудования, разработанную специально для «Москвича». Производственная линия включает 114 роботов и 145 беспилотных доставщиков. Создано 490 новых рабочих мест.
«Это важный этап развития предприятия. “Москвич” – единственный автозавод в России, который после ухода европейских производителей смог добиться подобного результата», – написал Сергей Собянин в телеграм-канале.
В рамках предсерийной подготовки на новой линии уже собрали более 70 тестовых автомобилей. Они успешно прошли все необходимые проверки.
Для обеспечения качества сборки в систему контроля добавлено 49 дополнительных измерений и тестов (3D-измерения, ультразвуковые замеры, контроль окраски кузова).
Впервые появится опция окраски машины в два цвета: черный – для крыши, один из пяти представленных в модельной линейке – для кузова. Кроме того, на заводе внедрили технологию специальной антикоррозийной обработки. Она включает увеличенную толщину вторичного грунта, что улучшает качество и стойкость покрытия; защиту днища специальной мастикой от гравия и мелких камней; дополнительные точки впрыска воска для элементов кузова; увеличенную толщину катафорезного покрытия, чтобы обезопасить автомобиль от коррозии. Лучшая в стране антикоррозийная защита обеспечит долговечность автомобиля в условиях российского климата.
«Впереди – третий этап развития предприятия. Его цель – еще большая локализация производства и создание собственной отечественной платформы электромобиля», – подчеркнул Сергей Собянин в телеграм-канале.
Генеральный директор ПАО «КАМАЗ» Сергей Когогин отметил, что все работы ведутся в соответствии с графиком.
«Уверен, что та программа по локализации, которую мы наметили, будет выполнена в полном объеме», – подчеркнул он.
Возрождение автозавода «Москвич»
В марте 2022 года французская компания «Рено» объявила о том, что закрывает московский автозавод и покидает российский рынок. Бывший владелец не оставил на заводе ни технологий, ни конструкторской документации, ни комплектующих, которые должны обеспечивать производство. При этом сохранились долги перед трудовым коллективом по зарплате за 2021 год – 691 млн рублей, которые Правительство Москвы выплатило сразу, как только стало собственником «Москвича».
На протяжении многих лет группа «Рено» целенаправленно избавлялась от российских поставщиков автокомпонентов и переводила производство на иностранные запчасти и комплектующие. Производство автомобилей на «Москвиче» пришлось начинать фактически с нуля.
Сразу выпускать полностью российские автомобили невозможно. В первую очередь требуется разработка собственной универсальной платформы и создание производства ключевых отечественных автокомпонентов.
Для скорейшего начала работы Правительство Москвы заключило Соглашение о технологическом сотрудничестве с ПАО «КАМАЗ» – давним и надежным партнером по реализации проектов в городском транспорте, крупнейшей компанией России в области автомобилестроения. Предприятие имеет успешный опыт антикризисного управления, а также крупноузловой сборки автомобилей с последующим увеличением объемов локализации.
Благодаря созданной в последние годы высококлассной конструкторской и инженерной школе ПАО «КАМАЗ» находится в числе отечественных лидеров в области разработки и производства коммерческого транспорта, электротранспорта и беспилотной инновационной продукции, что будет способствовать возрождению «Москвича».
В июле 2023 года АО «Московский автомобильный завод “Москвич”» заключило специальный инвестиционный контракт с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации. Компания взяла на себя обязательства по локализации компонентов для производства как автомобилей марки «Москвич» с двигателем внутреннего сгорания, так и электромобилей. Документ дает доступ к субсидиям для промышленных предприятий, производящих продукцию на территории России в рамках специального инвестиционного контракта.
Возрождение автозавода «Москвич» проходит в три этапа в течение шести лет. На первом этапе, который начался в декабре 2022 года, автозавод приступил к крупноузловой сборке автомобилей «Москвич-3» и электромобилей «Москвич-3 е» с постепенным повышением доли локализации. С сентября 2023-го компания выпускает седан «Москвич-6».
В мае 2024 года начался второй этап, предполагающий производство по технологии полного цикла. Планируется также локализовать производство аккумуляторной батареи. В итоге процент местного производства автомобилей «Москвич» будет значительно выше, чем был при прежнем собственнике – компании «Рено».
На третьем этапе на «Москвиче» начнется производство собственного электромобиля с использованием компонентов российского производства. В их числе аккумуляторная батарея, кузовные детали, силовые элементы управления, тормозные системы и другие компоненты. Параллельно совместно с ПАО «КАМАЗ» ведется разработка собственной платформы российского электромобиля.
Запуск полномасштабного производства, создание новых логистических связей и цепочек поставок позволит обеспечить работой около 40 тыс. человек по всей стране.
Модельный ряд и продажи
Предприятие выпускает городской кроссовер «Москвич-3», электромобиль «Москвич-3 е» и седан «Москвич-6».
«Москвич-3» – машина с просторным салоном и комфортабельными эргономичными сиденьями. Она подходит для эксплуатации в городских условиях. Модель оборудована бензиновым турбомотором (1,5 л) в паре с автоматической трансмиссией CVT (вариатором) или шестиступенчатой механической коробкой передач.
«Москвич-3 е» – экологичный кроссовер. Оснащен электродвигателем (пиковая мощность – 193 лошадиные силы) и батареей емкостью 65,7 киловатт-часа, которая обеспечивает запас хода до 410 км. Предусмотрена возможность как медленной, так и быстрой зарядки.
«Москвич-6» – вместительный и практичный седан. Модель оборудована бензиновым турбомотором (1,5 л, 136 лошадиных сил) в паре с автоматической трансмиссией CVT (вариатором) или двигателем GDI (174 лошадиные силы) с DCT6 (роботизированная коробка).
В 2024 году планируется приступить к выпуску семейного семиместного кроссовера «Москвич-8». Модель будет оснащена бензиновым двигателем GDI (174 лошадиные силы) с семиступенчатой роботизированной трансмиссией.
Продажи автомобилей «Москвич» начались в марте 2023 года. Сегодня приобрести их можно в 53 городах России, где действуют 85 дилерских центров. В 2023-м объем продаж составил 15,3 тыс. машин. По прогнозам, в 2024 году будет продано около 27 тыс. автомобилей.
Автомобили «Москвич» активно используются в такси и сервисах каршеринга. Кроме того, новые городские кроссоверы работают в парках федеральных и городских ведомств, в числе которых Минздрав России, МВД России, Росгвардия, Федеральная служба исполнения наказаний, Росреестр, Центр организации дорожного движения, ГКУ «Администратор московского парковочного пространства» и другие.
Трудовой коллектив автозавода «Москвич»
Правительству Москвы удалось сохранить трудовой коллектив предприятия. Сегодня в штате – 1448 человек. Средний возраст сотрудников – 40 лет, средний стаж работы на заводе – 9,8 года. При этом свыше 50% сотрудников работают на предприятии уже более 10 лет.
Основная категория профессий – операторы (45% сотрудников). Инженерный состав включает в себя восемь процентов сотрудников. Оставшиеся 47% – сотрудники, в том числе ведущие специалисты разных направлений (30%), включая логистов, аналитиков по качеству, менеджеров по продажам, финансистов, юристов, сотрудников по работе с персоналом, а также руководители (17%). В общей структуре сотрудников компании 31% – женщины. Среди руководящих должностей женщины занимают 34%, среди операторов – 12%.
Столичный завод всегда активно поддерживал работу с молодежью и сотрудничал с образовательными учреждениями. Налажено взаимодействие с профильными вузами и Московским технологическим колледжем.