Город будет внедрять технологии беспилотного управления на всех видах транспорта, а также готовить специалистов для его испытания и эксплуатации
Москва начнет развивать и внедрять беспилотный транспорт. Соглашение о сотрудничестве в этой сфере на ближайшие пять лет 17 июля 2018 года подписали мэр Москвы Сергей Собянин, генеральный директор ООО «Яндекс» Елена Бунина, гендиректор Научно-исследовательского автомобильного и автомоторного института «НАМИ» Сергей Гайсин, президент ООО «УК “Группа ГАЗ”» Вадим Сорокин и заместитель генерального директора – директор по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров.
«Я благодарен своим коллегам, которые активно работают над новыми образцами транспорта, прорывными технологическими решениями. Город со своей стороны сделает все возможное, чтобы такие новации внедрялись в Москве не в последнюю очередь. Чтобы мы были лидерами и в этой технологии», – сказал Сергей Собянин во время церемонии подписания документа. Она прошла на главной площадке Московского урбанистического форума.
Мэр Москвы также отметил, что столица является одним из лидеров в развитии транспорта. «Мы за последние годы создали новые высокотехнологичные первоклассные образцы электропоездов, трамваев, электробусов. В городе работает интеллектуальная транспортная система. Новые технологии внедряются в транспортную систему Москвы, и ее будущее без инноваций невозможно», – добавил Сергей Собянин.
В течение 10–15 лет
Соглашение о сотрудничестве в области развития и внедрения беспилотного транспорта в Москве предусматривает работу на всех видах городского пассажирского транспорта. Внимание также будет уделяться развитию технологий телематических транспортных и интеллектуальных автомобильных систем и услуг на их основе.
Отдельный пункт – подготовка кадров в сфере разработки, испытаний и эксплуатации беспилотного транспорта. В том числе будет создана система независимой оценки квалификации работников, претендующих на осуществление трудовой деятельности по новым профессиям.
Документ также предусматривает сотрудничество в сфере обеспечения кибербезопасности при эксплуатации беспилотного транспорта и популяризации технологий автономного управления с конкретными эффектами для городской транспортной системы.
Запустить беспилотный общественный транспорт можно будет в течение 10–15 лет, считает заместитель Мэра Москвы в Правительстве Москвы, руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы Максим Ликсутов. Мы готовы с точки зрения инфраструктуры: у нас есть светофоры, мы готовы передавать сигнал, есть подробная карта всех дорог Москвы с разметкой, с направлениями», – рассказал он. Но необходимо совершенствовать интеллектуальную систему, которая будет управлять самим автомобилем.
По его словам, беспилотный транспорт позволит использовать возможности городской инфраструктуры более качественно.
«То есть сейчас, например, в загруженном городе по одной полосе передвигается 600 автомобилей в час. Мы думаем, что с введением беспилотного транспорта за счет интеллектуального управления движением пропускная способность дорог повысится. Мы ждем, чтобы беспилотные машины стали еще безопаснее и для пассажиров, и для всех людей вокруг, чтобы это было безопасно с точки зрения аварийности», – пояснил Максим Ликсутов.
Для внедрения инновационных технологий и бизнес-моделей при оказании услуг с использованием беспилотного транспорта будут сформированы нормативно-правовая и техническая базы.
«Мы должны разработать набор стандартов, чтобы строители новых дорог, те, кто устанавливает светофоры и управляет дорожным движением, знали, что именно закладывать в эту систему будущего, чтобы транспорт работал, чтобы не переделывать потом все. И эти стандарты, конечно, должны быть общероссийскими», – рассказал Максим Ликсутов.
Генеральный директор ООО «Яндекс» Елена Бунина также считает, что беспилотные автомобили могут появиться на дорогах в ближайшее время. «Поэтому важно сейчас вкладываться в развитие беспилотного транспорта, особенно в Москве, в большом мегаполисе. Если подумать о том, что будет происходить через 10–15 лет, можно представить, что сотрутся границы между личным транспортом, такси, каршерингом, общественным транспортом», – сказала она.
Это мнение поддерживает президент ООО «УК “Группа ГАЗ”» Вадим Сорокин. «Беспилотные технологии – это огромный комплекс вопросов, это новая реальность, которая изменит наше представление и о транспорте, и в целом обо всей инфраструктуре. Конечно же, никакая компания в одиночку не в состоянии решить все эти вопросы», – отметил он.
Заместитель генерального директора – директор по развитию ПАО «КамАЗ» Ирек Гумеров, считает, что беспилотный транспорт открывает большие перспективы для города. По его словам, во время чемпионата мира по футболу в Казани уже продемонстрировали, что такое беспилотный транспорт. «Возили наших пассажиров и видели реакцию. И мы видим, что такой транспорт уже в ближайшее время входить в нашу жизнь и менять ее», – рассказал он.
На основе российских технологий
При разработке высокоавтоматизированных и беспилотных транспортных средств будут применять преимущественно российские технологии. А безопасность проведения тестовых испытаний обеспечат городские системы: комплексная схема организации дорожного движения (КСОДД) и интеллектуальная транспортная система (ИТС).
По сути, ИТС станет технологической основой для внедрения беспилотного транспорта в Москве. Светофоры, камеры, детекторы, трекеры – вся инфраструктура имеет потенциал к работе по технологии «интернет вещей» и взаимодействию с интеллектуальными системами автомобилей. Это позволит транспорту без помощи водителя безошибочно ориентироваться в городском пространстве. Таким образом, достигается задача безопасного движения беспилотного транспорта в мегаполисе.
Как работает интеллектуальная транспортная система
В настоящее время интеллектуальная система в онлайн-режиме контролирует работу более 10 тыс. единиц наземного городского транспорта, а также отслеживает движение свыше 118 тыс. машин такси, более 7,5 тыс. автомобилей каршеринга и другие автомобили, оборудованные системой ГЛОНАСС. Получаемая информация – более 350 млн пакетов данных ежедневно – направляется в ситуационный центр ЦОДД, где уже наработаны компетенции в области телематических технологий.
Сегодня московская ИТС включает систему управления 40 тыс. светофоров, позволяющую уменьшить время проезда перекрестков, свыше 2,7 тыс. камер телеобзора, которые помогают сократить время регистрации и реагирования на инциденты, а также 3,5 тыс. детекторов системы мониторинга условий дорожного движения и 175 информационных табло.
Система фиксации нарушений правил дорожного движения насчитывает 1,2 тыс. стационарных, 250 мобильных и 34 передвижных комплекса фото- и видеофиксации, а также 110 мобильных комплексов на автобусах ГУП «Мосгортранс». Число ДТП в местах установки таких камер снизилось на 10–25%.
Главный город по инновациям на транспорте
В Соглашении подчеркивается, что Москва – один из главных мегаполисов в мире по внедрению инноваций в области транспорта.
В прошлом году в метрополитен поступили современные составы российского производства «Москва». Они оснащены системой самодиагностики, предусматривающей сбор, хранение и вывод информации на монитор машиниста, а также регистрацию параметров работы всех бортовых систем, условий электроснабжения, параметров движения поезда и управляющих функций. Наддверные табло оповещают пассажиров о том, с какой стороны будет расположена ближайшая платформа. Система построения маршрутов следования обеспечивает отображение текущего положения состава на линии. Также в новых вагонах есть автоматическая система обнаружения источников возгорания и тушения пожаров.
Большое развитие в Москве получила система оплаты проезда. Например, пополнить кошелек транспортной карты «Тройка» можно через приложение «Метро Москвы».
Более чем на 80 станциях метрополитена и на всех станциях МЦК действует технология оплаты проезда при помощи бесконтактных карт MasterCard и Visa. Стоимость одной поездки составляет 40 рублей. Для оплаты проезда нужно приложить бесконтактную банковскую карту к считывающему устройству на турникете и удерживать на нем до разрешающего сигнала.
Кроме того, с 2017 года все желающие могут купить проездные билеты в виде брелоков, браслетов и колец. Аксессуары помогают экономить время: теперь пассажирам не требуется искать в сумке или кармане карту перед проходом через турникет.
На станциях столичного метро специально к чемпионату мира по футболу заработала система бесконтактного пропуска пассажиров, у которых были паспорта болельщика, в дни матчей. Турникеты открывались автоматически, болельщикам не нужно было оплачивать проезд или задерживаться, чтобы подтвердить свой статус.
Реализуя эти и другие проекты, Москва задает курс развития для многих городов не только в России, но и в мире. Московский опыт используется в Вене и Берлине при планировании маршрутов автобусов, а принципы регулирования таксомоторных перевозок – в Дубае и Эр-Рияде.