На Московском НПЗ «Газпром нефти» открылся комплекс «Евро+»

Команду на запуск комплекса переработки нефти в режиме видеоконференции дал Владимир Путин

23 июля 2020 года Президент России Владимир Путин по видеосвязи дал старт работе нового комплекса «Евро+» Московского нефтеперерабатывающего завода компании «Газпром нефть». Участие в церемонии приняли участие министр энергетики Российской Федерации Александр Новак, мэр Москвы Сергей Собянин, председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков, генеральный директор АО «Газпромнефть – Московский НПЗ» Виталий Зубер.

«Евро+» стал ключевым проектом программы модернизации Московского НПЗ. Инвестиции – 98 млрд рублей. С началом работы «Евро+» НПЗ сможет увеличить производство востребованных рынком бензина и дизельного топлива, а также повысить выпуск авиационного керосина.

Инвестиции – 98 млрд рублей

После пуска комплекса Московский НПЗ выведет из эксплуатации сразу пять объектов прошлого поколения. Благодаря использованию современных решений комплекса «Евро+» завод существенно снизит нагрузку на окружающую среду и перейдет на принципиально новый уровень использования цифровых технологий. 15 тыс. цифровых датчиков комплекса «Евро+» в режиме реального времени собирают и направляют данные в интеллектуальные системы управления производством Московского НПЗ. Это позволяет удаленно контролировать все необходимые производственные параметры, процессы переработки и следить за безопасной работой оборудования.

Московский нефтеперерабатывающий завод компании «Газпром нефть» является основным поставщиком топлива для столичного региона – бензина и дизеля экологического стандарта Евро-5, авиационного керосина, дорожного и строительного битумов.

Московский НПЗ играет важную роль в стабильных поставках на столичный рынок качественного топлива, отметил Владимир Путин.

«На сегодня предприятие занимает 40% рынка топлива столицы. Крупнейшие отечественные производители оборудования, научные институты, строительные компании совместно осуществили большой и очень нужный для московского региона проект. Создан современный промышленный объект с высоким уровнем автоматизации. Существенно повысится эффективность переработки нефти на Московском НПЗ, увеличится выпуск бензина, дизеля, авиакеросина, это позволит более гибко реагировать на запросы рынка и стабильно, бесперебойно поставлять топливо», – сказал глава Российского государства.

Владимир Путин подчеркнул важность продолжения модернизации нефтепереработки по всей России: «Со вводом установки “Евро+” уровень модернизации Московского НПЗ достигнет 80%, в целом до 2025 года планируются крупные инвестиции в 350 млрд рублей. Построены и современные очистные сооружения, идет мониторинг состояния воздуха, что задает новые экологические стандарты. Рассчитываю, что все запланированное будет выполнено. Важно, чтобы такие индустриальные проекты активно продвигались по всей стране, были интересны и выгодны бизнесу, вели к созданию хорошо оплачиваемых рабочих мест. Речь идет о глубокой модернизации и наращивании мощностей всей промышленной базы».

Московский НПЗ является флагманом отрасли и одним из старейших предприятий России: объем переработки достигает 11 млн тонн; выпускается порядка 30 видов высокоэкологичных нефтепродуктов, бензинов, дизеля, керосина, сказал Александр Новак.

«Программа модернизации предприятия осуществляется уже почти 10 лет. При этом цель, которая поставлена еще в 2011 году по масштабной модернизации переработки России, постепенно реализуется: за это время введено 86 новых установок, общий объем инвестиций в нефтепереработку достиг 1,4 трлн рублей. Правительством России подготовлены дополнительные предложения по стимулированию глубокой переработки нефти и вовлечению в переработку продуктов нефти и газа, созданию новой добавленной стоимости. Законопроект уже внесен в Госдуму, это позволит создать более 15 тыс. рабочих мест и обеспечить инвестиции на 3 трлн рублей в ближайшие 10 лет. Это полностью соответствует национальным целям, которые стоят перед нашей страной», – сообщил глава Минэнерго России.

«Цель масштабной модернизации Московского НПЗ – вывести завод на уровень лучших мировых нефтеперерабатывающих предприятий по производственным и экологическим характеристикам. С пуском “Евро+” мы делаем еще один важный шаг к достижению этой цели. Комплекс сочетает современные технологии переработки нефти, один из самых высоких в отрасли уровней автоматизации, а также инновационные цифровые решения. Сегодня “Евро+” задает стандарты завода будущего. Еще на этапе проектирования мы создали полный цифровой двойник комплекса, на основе которого вели строительство. Теперь большие данные поступают с “Евро+” в его цифровую модель, позволяя в режиме реального времени вести сквозное планирование процессов производства, применять элементы машинного обучения и предиктивной аналитики. Такой подход обеспечивает максимальную безопасность и эффективность работы “Евро+”, а также дает возможность гибко реагировать на потребности рынка. Мы продолжаем развитие Московского НПЗ: третий этап программы модернизации будет направлен на дальнейший рост экологических характеристик и глубины переработки нефти. Общие инвестиции компании в развитие предприятия с 2011 года по 2025 год превысят 350 млрд рублей», – сказал Александр Дюков.

Мэр Москвы поздравил участников церемонии с окончанием реконструкции второго этапа завода, а также оценил улучшение экологической ситуации в районе в четыре раза.

«Для таких городов, как Москва, экологический вопрос – один из самых главных. Все жители убеждены: чем больше город, тем больше экологических проблем. Так оно и было до какого-то времени. Начиная с 2010 года мы каждый год видим улучшение экологической ситуации», – добавил он.

«Евро+»: компактный и энергоэффективный

Комплексная модернизация Московского нефтеперерабатывающего завода началась в 2010 году, когда он вошел в состав холдинга «Газпром нефть». Она продлится до 2025 года. Ее основная цель – достижение лучших стандартов эффективного производства и экологической безопасности. Фактически на месте завода строится новое производство. Из эксплуатации последовательно выводятся устаревшие производственные объекты и запускаются новые промышленные комплексы.

«Одним из ключевых проблемных предприятий города всегда был НПЗ, рядом с которым проживают 800 тысяч человек. Когда мы первый раз с Александром Валерьевичем (Дюковым – прим. mos.ru) сюда пришли, это было нечто: отстойники, к которым просто подойти невозможно, загрязненная почва, сбросы в Москву-реку, которые давали серьезные загрязнения, ну и, конечно, запахи в атмосфере. Все это вело к экологической катастрофе. Тогда мы в 2010 году договорились о реконструкции завода. И все эти годы последовательно эта программа выполнялась», – сказал Сергей Собянин.

Одним из важных проектов обновления завода стало строительство высокотехнологичного комплекса переработки нефти «Евро+».

Благодаря его компактности и энергоэффективности удалось отказаться от пяти морально устаревших установок (так называемое малое технологическое кольцо), построенных еще в 1960-х годах, что значительно снизит нагрузку на окружающую среду.

Работы велись внутри действующего предприятия и заняли более трех лет. Это минимальные сроки для проектов такого уровня сложности. Всего на стройплощадке работало до 5 тыс. человек.

Был выполнен большой объем строительных работ, использовано 45 тыс. куб. м бетона (столько же потребовалось в своем время для строительства главного здания Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова), 25 тыс. тонн металлоконструкций (хватило бы для строительства трех Эйфелевых башен), 2 тыс. км электрических кабелей для систем управления (больше расстояния от Москвы до Екатеринбурга).

В строительстве комплекса участвовали ведущие отечественные машиностроительные предприятия. 715 единиц крупногабаритного оборудования для Московского НПЗ доставили из 15 регионов России с помощью водного, автомобильного и воздушного транспорта.

Цифровые и технологические решения «Евро+»

При проектировании и строительстве комплекса «Евро+» использовали передовые решения по организации первичных и вторичных процессов нефтепереработки.

Так, увеличили уровень экологической безопасности за счет двойной защиты трубопроводов и систем. Обеспечен высокий уровень автоматизации и цифровизации всех процессов, включая максимально эффективное и безопасное удаленное управление комплексом.

Работа комплекса контролируется в режиме реального времени. Для этого создана единая цифровая 3D-модель «Евро+», с помощью которой доступ к инженерным данным можно получить за несколько секунд. Установлено 15 тыс. датчиков и контрольно-измерительных приборов.

Комплекс «Евро+» включает в себя следующие секции:

первичная переработка нефти;

производство компонентов высокооктанового бензина, летних и зимних сортов дизельного топлива, сжиженных газов;

обеспечение непрерывной работы производственных секций комплекса;

вспомогательные системы – энергообеспечение и водоснабжение всего комплекса;

безопасная система утилизации газов закрытого типа, что обеспечивает существенное снижение вредного воздействия на атмосферу.

По сути, в стране появился единый комплекс нефтепереработки полного цикла – от подготовки сырой нефти до производства автомобильного бензина, дизельного топлива и авиакеросина.

Запуск «Евро+» позволит Московскому НПЗ сократить на 11% воздействие на атмосферный воздух с каждой тонны переработанной нефти и уменьшить нагрузку на окружающую среду.

При этом заметно возрастет объем производства. Так, бензина станет больше на 15% (завод начнет производство бензина G-Drive 100), дизельного топлива (в том числе зимних сортов) – на 40%. Завод сможет увеличить выпуск авиационного керосина. Годовой объем переработки нефти Московского НПЗ будет достигать 12 млн тонн, половину которого обеспечит новый комплекс «Евро+».

«На данный момент можно уверено сказать, что Московский НПЗ уже на 80 процентов новый завод», – отметил Александр Дюков.

Модернизация завода: результаты и перспективы

Московский НПЗ является одним из лидеров отечественной нефтехимии по производству высокооктановых бензинов и дизельного топлива, включая авиационный керосин.

Доля продукции предприятия на топливном рынке Москвы составляет более 40%. Завод в Капотне играет важную роль в экономике города, являясь крупнейшим налогоплательщиком среди промышленных предприятий Москвы. Здесь работают 2,2 тыс. человек.

Обновление завода позволит достичь несколько задач, среди которых:

сокращение воздействия на водные объекты (Москву-реку);

уменьшение выбросов в атмосферу;

повышение экологического класса автомобильного топлива и, соответственно, снижение вредного воздействия автомобилей на окружающую природную среду;

рекультивация территории завода;

создание системы экологического контроля и мониторинга;

увеличение глубины переработки нефти.

Общий объем инвестиций «Газпром нефти» в обновление мощностей предприятия превысит 350 млрд рублей.

По словам Александра Новака, компания вложила в модернизацию завода уже более 200 миллиардов рублей: «Еще будет один этап реконструкции – на 160 миллиардов рублей, поэтому, конечно, для нашей нефтеперерабатывающей отрасли это знаковое событие. И знаковое событие для всех жителей Москвы, России, потому что будут производиться самые высокоэкологичные классы бензина, дизельного топлива, авиационного керосина. Это полностью соответствует тем задачам, которые стоят перед нашей отраслью».

С 2010 года по 2020 год заводу удалось реализовать первые два этапа модернизации, в результате которых предприятие в четыре раза сократило нагрузку на окружающую среду.

Принятые меры позволили улучшить условия проживания жителей таких районов, как Капотня, Марьино, Люблино, Братеево, подмосковных городов Дзержинский, Котельники, Люберцы и других населенных пунктов, расположенных в непосредственной близости от завода.

«Сбросы в Москву-реку прекратились, все очистные сооружения закрыты, причем по самой высокой технологии все сделано. Выбросы сероводорода уменьшились на 98 процентов, остальные вредные выбросы в целом сократились в разы», – добавил Сергей Собянин.

В 2017 году заработали уникальные биологические очистные сооружения закрытого типа «Биосфера». Прежние открытые очистные сооружения предприятия полностью убрали.

Российские разработки и инженерные решения, примененные в «Биосфере», обеспечивают полное – до 99,9% – удаление загрязнений из заводских стоков.

Благодаря новым очистным сооружениям Московский НПЗ возвращает обратно в производственный цикл до 75% используемой воды. Соответственно, забор воды из Москвы-реки уменьшился в два с половиной раза.

При этом завод не осуществляет прямых сбросов в реку. Пройдя через «Биосферу», отработанная вода по трубам направляется на очистные сооружения «Мосводоканала» и только затем – после еще одного цикла очистки – попадает в Москву-реку.

«Биосфера» получила ряд правительственных и отраслевых наград, вошла в число ключевых проектов Года экологии в России и стала примером не только для предприятий нефтехимии, но и для пищевой промышленности. Чтобы познакомиться с технологиями очистки воды, Московский НПЗ посещали производители сыра и питьевой воды.

Еще в 2013 году на заводе ликвидировали исторически накопленные нефтесодержащие отходы производства – более 180 тыс. тонн. Было освобождено около 15 га территории предприятия.

Московский НПЗ построил и модернизировал установки гидроочистки бензина каталитического крекинга и изомеризации легкой нафты, а также провел реконструкцию установки гидроочистки дизельного топлива.

Реализация проектов позволила предприятию уже в 2013 году, на два с половиной года раньше запланированного срока, перейти на производство моторного топлива экологического класса Евро-5, при использовании которого двигатели автомобилей выбрасывают в пять раз меньше соединений серы по сравнению с Евро-4.

В 2019 году построен автоматизированный терминал отгрузки топлива. Он включает в себя 12 постов и может одновременно отгружать в автоцистерны бензин, дизельное и авиационное топливо. Благодаря современным технологиям время отгрузки в автоцистерны было сокращено в четыре раза, а цифровая система контролирует нужный объем топлива с точностью до 100 миллилитров.

За экологическую безопасность отгрузки отвечают специальные герметизирующие системы, которые полностью исключают попадание испарений от нефтепродуктов в окружающую среду.

Следующий этап модернизации, который продлится до 2025 года, посвятят решению задачи повышения глубины переработки нефти и, соответственно, полного отказа от производства мазута. Прекращение производства наименее экологичного топлива позволит увеличить выпуск высококачественных светлых нефтепродуктов – керосина и дизельного топлива.

Экологический контроль и мониторинг

На Московском НПЗ создана комплексная система мониторинга состояния воздуха, воды и геологической среды как на самом предприятии, так и в его окрестностях.

Автоматизированными системами локального экологического мониторинга промышленных выбросов оснащены восемь дымовых труб. Информация с датчиков в режиме реального времени передается на сервер Московской службы государственного экологического мониторинга.

Два раза в сутки в пяти точках промышленной зоны и в шести точках санитарно-защитной зоны завода берутся пробы воздуха. В 95 точках – пробы воды, из 36 скважин – пробы геологической среды. Все они анализируются в заводской лаборатории.

Данные о состоянии атмосферного воздуха в зоне влияния завода демонстрируются на официальном сайте предприятия и экоинформере – специальном светодиодном экране, размещенном у границы предприятия.

«Газпром нефть» первой среди всех российских нефтяных компаний устанавливает на своих заводах передовые цифровые системы мониторинга воздуха. Этот опыт поможет в формировании стандартов промышленного мониторинга.

С 2018 года Московский нефтеперерабатывающий завод является пилотной площадкой по внедрению в промышленность автоматизированных систем мониторинга воздуха. Результаты пилотных испытаний станут основой для разработки единых федеральных требований к техническим решениям и методикам проектирования отраслевых систем мониторинга атмосферного воздуха.

Как изменилась Капотня

Одновременно с модернизацией завода город в 2019 году провел комплексное благоустройство Капотни, в результате чего была создана качественная городская среда для повседневной жизни и отдыха более 33 тыс. жителей района.

Привели в порядок берег Москвы-реки. Там появились парковая зона и прогулочная набережная. Была расширена проезжая часть улицы Капотни с двух до четырех полос движения в обоих направлениях, а также благоустроены центральные улицы района – 1-й Капотнинский проезд и Проектируемый проезд №5217, дворовые территории.

Специалисты обустроили 72 детские и спортивные площадки, а также четыре площадки для выгула и дрессировки собак. Кроме того, заменили остановочные павильоны общественного транспорта, улучшили уличное и дворовое освещение, высадили почти 36 тыс. деревьев и кустарников, в том числе крупномеры вдоль МКАД.

Общая площадь благоустройства составила 276,5 га. Работы проводились с учетом многочисленных пожеланий местных жителей.

В развитии района активно участвует и Московский НПЗ. Ключевым проектом этого года станет завершение модернизации театрального зала Дворца культуры «Капотня».

Источник
Источник
Источник | фото
Источник