Первая в мире ледостойкая платформа вышла в рейс

Научно-исследовательское судно «Северный полюс» построено в Санкт-Петербурге для исследования Арктики

1 сентября уникальное научно-исследовательское судно – ледостойкая платформа (ЛСП) «Северный полюс» вышла в первый рейс. Перед выходом в плавание на судне прошла церемония поднятия Государственного флага Российской Федерации. В мероприятии приняли участие руководитель Росгидромета Игорь Шумаков и директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

ЛСП «Северный полюс» предназначена для проведения круглогодичных исследований в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно прибывает к месту дрейфа по воде или тонкому льду, затем вмораживается в лед и может до двух лет дрейфовать вместе с ледяным массивом.

На борту судна в Центральную Арктику отправится экспедиция «Северный полюс – 41», которая станет продолжением легендарной отечественной программы дрейфующих полярных станций, заложенной в 1937 году четверкой полярников под руководством Ивана Папанина.

По словам заместителя Председателя Правительства Российской Федерации – министра промышленности и торговли Российской Федерации Дениса Мантурова, специализированная платформа для организации дрейфующих станций создается впервые не только в нашей стране, но и в мире.

«За последние десять лет предприятиями судостроительной промышленности было построено и передано заказчикам 19 научных судов различного назначения. Сейчас к таким судам добавляется ледостойкая самодвижущаяся платформа для исследования Арктики. Говоря о перспективах, хочу отметить, что согласно Стратегии развития судостроительной промышленности, до 2035 года планируется построить порядка 13 научно-исследовательских судов (НИС). Сейчас строятся пять и прорабатываются вопросы размещения на отечественных производственных площадках серии из трех крупнотоннажных научных судов для проведения исследований в открытых частях Мирового океана на базе проекта “НИС-АР” Конструкторского бюро “Вымпел”. Так же будут модернизированы пять НИСов для Минобрнауки России: “Академик Николай Страхов”, “Академик Сергей Вавилов”, “Академик М.А. Лаврентьев”, “Академик Мстислав Келдыш”, “Академик Йоффе”», – отметил Денис Мантуров.

«Судостроители очень ответственно подошли к выполнению заказа коллег из Росгидромета. Уникальность платформы в том, что она способна без привлечения ледокола прибывать к месту проведения работ, дрейфовать в акватории Северного Ледовитого океана до двух лет и возвращаться обратно в порт. Также проектировщики обеспечили экипаж комфортными каютами для проживания, высокотехнологичными рабочими местами и техникой, а также всеми необходимыми системами безопасности, что позволяет назвать “Северный полюс” по-настоящему ультрасовременным научным проектом. Платформа рассчитана на эксплуатацию в 30–35 лет с учетом среднего ремонта. Таким образом, российские полярники как минимум до 2050 года обеспечены надежной базой», – заявил Денис Мантуров.

По словам генерального директора Объединенной судостроительной корпорации Алексея Рахманова, ЛСП «Северный полюс» – уникальный совместный проект российских ученых, проектантов КБ «Вымпел» и судостроителей «Адмиралтейских верфей», не имеющий аналогов мировой практике.

«Отличительная черта этого судна – автономность и уникальные обводы, которые обеспечиваю максимальную закрытость корпуса. Большую часть экспедиции – около двух лет – ледостойкая платформа будет дрейфовать вместе со льдиной. Это судно способно противостоять тяжелейшим погодным условиям, выдерживать ледовые сжатия по время дрейфа и при этом обеспечивать комфортную, безопасную работу участников научной экспедиции. Горжусь и от души благодарю корабелов ОСК за создание уникальной инженерной идеи и ее воплощение», – сказал Алексей Рахманов.

«Адмиралтейские верфи» построили ЛСП «Северный полюс» по заказу Федеральной службы по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды в рамках реализации государственной программы по социально-экономическому развитию Арктической зоны. Контракт между АО «Адмиралтейские верфи» и Росгидрометом на строительство ЛСП был подписан в апреле 2018 года. Судно заложено 10 апреля 2019 года. ЛСП «Северный полюс» стала третьим по счету судном научно-экспедиционного флота Арктического и антарктического научно-исследовательского института. Проект разрабатывался в тесном сотрудничестве Росгидромета, КБ «Вымпел» и Арктического и антарктического НИИ. 

ЛСП «Северный полюс» обладает функционалом научно-исследовательского центра и предназначена для круглогодичных экспедиций в высоких широтах Северного Ледовитого океана. Судно призвано проводить геологические, акустические, геофизические и океанографические исследования; способно проходить во льдах без привлечения ледокола, а также принимать на борту тяжелые вертолеты типа МИ-8 АМТ (Ми-17). ЛСП обеспечит комфортные и безопасные условия работы и проживания экипажа и научного персонала на полярной станции при температуре до -50°C и влажности 85%.

«ЛСП позволяет изучать природную среду Арктики комплексно – от дна Северного ледовитого океана на глубине около 4 тысяч метров, через всю толщу океана, изучая течения, свойства воды и лед, до верхних слоев атмосферы и космоса. Для этих целей платформа оснащена самым современным оборудованием, да и сама по себе она является измерительным прибором. В корпус судна встроены специальные датчики, учитывающие воздействие от сжатия льда. Это очень важно, так как одна из основных задач нашего института обеспечивать прогнозами навигацию на Севморпути. С возрастанием грузопотока в арктических морях роль гидрометеорологического обеспечения для безопасного судоходства заметно возрастает. Не малое значение имеет и эффективность проводок, ведь один и тот же маршрут судно может пройти с большими и меньшими энергозатратами, а от этого зависит конечная стоимость грузоперевозки», – отметил директор Арктического и антарктического научно-исследовательского института Александр Макаров.

Основные тактико-технические характеристики ЛСП: длина – 83,1 м; ширина – 22,5 м; водоизмещение – около 10 390 тонн; мощность ЭУ – 4200 кВт; скорость – не менее 10 узлов; прочность корпуса – Arc8; автономность по запасам топлива – около двух лет; срок службы – не менее 25 лет; экипаж – 14 человек; научный персонал – 34 человека.

Ледостойкая самодвижущаяся платформа «Северный полюс» строится на класс Российского морского регистра судоходства: KM(*) Arc5[1] AUT1-C HELIDECK-F Special Purpose Ship.

Источник | фото
Источник
Источник