«Спрут»

Объединенная судостроительная корпорация представила уникальное судно для подводно-технических работ в Арктике

Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) представила новую концептуальную разработку ‒ судно «Спрут» для подводно-технических работ в арктических морях, способное выполнять широкий спектр задач на глубинах до 2 тыс. м.

Судно обеспечения подводно-технических работ на морских нефтегазопромыслах «Спрут» ледового класса Arc-5 проекта 22980, разработанное конструкторским бюро ОСК «Алмаз», представлено сразу на двух крупных отраслевых мероприятиях ‒ Петербургском международном газовом форуме и Международной выставке и конференции по освоению ресурсов нефти и газа российской Арктики и континентального шельфа стран СНГ RAO/CIS Offshore 2025 в Санкт-Петербурге.

На едином стенде экспозиции Объединенной судостроительной корпорации в рамках Петербургского газового форума демонстрировалась модель судна.

«Спрут» предназначен для обслуживания подводного нефтепромыслового оборудования, инспекции и ремонта подводных частей морских сооружений и трубопроводов, выполнения иных подводно-технических операций в условиях арктических морей. Судно позволяет устанавливать конструкции на морское дно, монтировать подводное оборудование, проводить исследования, инженерно-геологические и экологические изыскания, выполнять вспомогательные гидрометеорологические наблюдения. Судно может участвовать в операциях по оказанию помощи аварийным подводным лодкам.

В качестве оснащения «Спрут» предусмотрен в нескольких вариантах конфигурации ‒ для работы с обитаемыми и необитаемыми подводными аппаратами, с глубоководным водолазным комплексом (ГВК) с колоколом, обеспечивающим работу водолазов на глубине до 500 м.

При необходимости судно может быть дооборудовано кормовой П-образной рамой для спуска и подъема комплекса для размещения на борту обитаемого подводного аппарата «Ясон», разработанного конструкторским бюро ОСК «Малахит». Аппарат «Ясон», строящийся в настоящий момент на предприятии ОСК «Севмаш», предназначен для выполнения инспекционных и поисковых работ, обследования подводных объектов на больших глубинах.

Без каких-либо доработок «Спрут» способен разместить на борту автономные подводные необитаемые аппараты (АНПА) «Аргус-Д» и «Аргус-И», разработанные конструкторским бюро ОСК «Рубин». АНПА «Аргус-Д» предназначен для доставки и развертывания оборудования на морском дне, а «Аргус-И» выполняет функции инспекции и мониторинга состояния подводной инфраструктуры.

В случае заинтересованности заказчика подобной конфигурацией, специалисты профильных конструкторских бюро ОСК смогут проработать различные варианты компоновки оборудования для оптимального решения поставленных задач.

Среди преимуществ судна в сравнении с зарубежными аналогами ‒ высокий ледовый класс Arc-5 и уникальное размещение основных подводно-технических средств в закрытых эллингах со спуском через шахты, что обеспечивает возможность круглогодичной эксплуатации в сложных условиях Арктики.

Судно оснащено приборно-аппаратурным комплексом для обнаружения течей в подводных нефтегазопроводах, имеет просторную рабочую палубу и широкий набор специализированного технического и грузового оборудования.

Судно рассчитано на размещение 42 специалистов (и до 60 ‒ в варианте с ГВК) и 36 членов экипажа. Длина судна ‒ 108,5 м, ширина ‒ около 18 м, скорость хода ‒ до 15 узлов. Дальность плавания составляет не менее 6 тыс. миль, автономность по запасам провизии и пресной воды ‒ до 40 суток.

Источник | иллюстрация