Спущено на воду научно-исследовательское судно «Пионер-М»

На судне будет применяться технология безэкипажного судовождения

24 сентября в Санкт-Петербурге на Средне-Невском судостроительном заводе (СНСЗ, входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) состоялась церемония спуска на воду инновационного научно-исследовательского судна «Пионер-М», на котором будет применяться технология безэкипажного судовождения.

В торжественном мероприятии приняли участие заместитель Председателя Правительства Российской Федерации Дмитрий Чернышенко, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, губернатор Севастополя Михаил Развожаев, председатель совета директоров ОСК Георгий Полтавченко, генеральный директор ОСК Алексей Рахманов и генеральный директор АО «СНСЗ» Владимир Середохо. Крестной матерью судна стала генеральный директор Агентства стратегических инициатив Светлана Чупшева.

«Пионер-М» строится для Севастопольского государственного университета и представляет собой маломерное научно-исследовательское судно (НИС) катамаранного типа с корпусом из композитных материалов. НИС «Пионер-М» будет обладать технологиями «безэкипажного» судовождения благодаря интегрированной системе управления и взаимодействия с морскими мобильными научно-исследовательскими лабораториями. Планируется круглогодичная эксплуатация судна в акваториях Черного и Азовского морей.

После спуска на воду специалисты завода продолжат работы по достройке судна, выполнят насыщение системами и механизмами, внутренние отделочные и электромонтажные работы.

«Спуск на воду научно-исследовательского судна “Пионер-М” – знаковое событие Года науки и технологий, объявленного Президентом России Владимиром Путиным. Это уникальный корабль с технологией безэкипажного судовождения. Его проект разрабатывали студенты из семи вузов страны – Санкт-Петербурга, Калининграда, Архангельска, Нижнего Новгорода, Казани и Владивостока. Поддержка талантливых ребят и молодых ученых – наша приоритетная задача. Сам проект корабля наглядный пример кооперации высшего образования, науки и промышленности. Для Правительства России такая связка принципиально важна», – сказал Дмитрий Чернышенко.

«Судостроители Средне-Невского судостроительного завода освоили строительство кораблей и судов из четырех видов материалов. Это судостроительная, маломагнитная сталь, алюминиево-магниевые сплавы, российские композиционные материалы. Предприятие также активно использует технологию вакуумной инфузии при изготовлении конструкций из композитных материалов», – отметил министр промышленности и торговли Российской Федерации Денис Мантуров.

«“Пионер-М” станет первым в России судном, на котором будут отрабатываться технологии безэкипажного судовождения. Мы видим его в ближайшем будущем “беспилотным автомобилем” на воде, – сказал глава ОСК Алексей Рахманов. – Корпорация шаг за шагом внедряет автоматизированные системы, появление которых все больше приближает нас к эре беспилотного судовождения. А это не только минимизация издержек при строительстве судов, удешевление перевозок, но и снижение экологической нагрузки на акватории рек и морей».

«Мы благодарны за выбор Петербурга для участия в столь значимом инновационном проекте. Для города важно, что на наших верфях создаются высокотехнологичные суда. Для Средне-Невского судостроительного завода строительство научно-исследовательского судна “Пионер-М” – возможность применить свои уникальные технологии в области композитного судостроения. Это отличный пример кооперации между проектными, научными, образовательными и судостроительными организациями в рамках одного заказа. Проект реализуется при участии Агентства стратегических инициатив и ОСК, которые уже давно являются надежными партнерами Петербурга», – сказал Александр Беглов.

Проект реализован при поддержке Минобрнауки России и АСИ, стратегическим партнером выступил Центр судоремонта «Звездочка». При этом «Пионер-М» – первый федеральный проект по созданию НИС с участием талантливых студентов страны. В рамках конкурса студенческих инициатив на базе Севастопольского государственного университета команды ведущих кораблестроительных вузов страны предлагали идеи корабля, призванного определить будущее судостроения в Российской Федерации. В результате, межвузовская студенческая команда под руководством преподавателей и наставников из ОСК создала концепт НИС «Пионер-М».

Длина судна составляет около 26 м, ширина – 9 м, максимальная скорость 10 узлов. Оно может работать автономно в течение пять суток, дальность плавания составляет 500 миль, водоизмещение – 114 тонн.

На СНСЗ гостям мероприятия показали производство двух теплоходов «Андрей Дубенский» и «Виктор Астафьев». Они позволят сохранить транспортную доступность населенных пунктов Красноярского края. Планируется, что судна будут курсировать по маршруту Красноярск – Дудинка – Красноярск.

Справка. Средне-Невским судостроительным заводом за более чем 100 лет работы построено более 600 кораблей и судов, из них более 200 единиц это морские и рейдовые тральщики различных проектов, в том числе для поставки на экспорт в 13 стран мира. С 1937 года завод строит отечественные корабли противоминной обороны.

Сегодня предприятие – признанный лидер композитного судостроения в России и единственное в стране, где освоено строительство кораблей и судов из четырех видов материалов. Это композитные соединения, судостроительная и маломагнитная стали, а также алюминиево-магниевые сплавы.

В 2020 году Государственной транспортной лизинговой компанией был заключён контракт с заводом на строительство двух пассажирских судов класса «река-море» для Красноярского края. Закладка головного пассажирского судна «Андрей Дубенский» состоялась в июле 2020 года, второе – «Виктор Астафьев» было заложено в июле этого года. Строительство этих судов стало крупнейшим гражданским заказом в истории завода.

Также в рамках программы диверсификации производства предприятием разработан инновационный пассажирский катамаран «Грифон». В июле этого года он уже вышел на скоростной маршрут Новороссийск – Геленджик – Сочи.

Предприятие также тесно сотрудничает с госкорпорацией «Росатом», в частности, в изготовлении изделий для ветроэнергетики.

Источник
Источник | фото
Источник
Источник