Поездка от станции Крекшино до Киевского вокзала занимает около 50 минут; в часы пик поезда курсируют каждые шесть-семь минут
4 декабря 2020 года станция Крекшино перспективного четвертого Московского центрального диаметра (МЦД-4) «Киевско-Горьковский» открылась после реконструкции. Церемония прошла в режиме видеоконференции. В ней приняли участие мэр Москвы Сергей Собянин, заместитель председателя Правительства Российской Федерации Марат Хуснуллин и заместитель генерального директора ОАО «РЖД» Олег Тони.
По словам Сергея Собянина, развитие пригородного железнодорожного сообщения и Московских центральных диаметров – одно из важнейших направлений.
«Крекшино, которое мы сегодня с вами открываем, – маленькая станция на самом деле. Но в ней, как в капле воды, видно, что в конечном счете получает потребитель, простой пассажир, – сказал он. – Люди могут спокойно, комфортно сесть и доехать достаточно быстро до центра Москвы. Вот, собственно, итог нашей работы, он нужен в первую очередь для пассажиров – для москвичей, для жителей Подмосковья».
Станция Крекшино построена в 1899 году. Она расположена в поселении Марушкинском (ТиНАО) между станциями Санино и Победа Киевского направления Московской железной дороги (МЖД) в 24 км от МКАД. Свое имя деревня, а следом за ней железнодорожная станция и ряд близлежащих поселков получили в память о новгородском дворянине Петре Крекшине – первом владельце имения. Он был награжден Екатериной Великой за труд по сбору документов о деятельности Петра I.
До начала реконструкции станция представляла собой старую платформу без навеса и с пешеходными настилами, по которым пассажиры переходили через пути. Комплексную реконструкцию начали в марте 2019 года. Она заняла меньше двух лет и завершилась в декабре 2020 года. Работы велись по специальной технологии без остановки движения поездов, однако для пассажиров платформу закрыли.
Между станциями Крекшино и Кокошкино курсировали бесплатные компенсационные автобусы. Время их работы было синхронизировано с началом и завершением движения пригородных поездов – с 04.20 до 01.40, интервалы движения в часы пик составляли семь-восемь минут.
«Строительство велось быстрыми темпами – за 1,5 года. Благодаря четкому взаимодействию с Правительством Москвы, Московской области и нацеленности на результат мы справились. И сегодня первые электрички остановились на этой новой пересадочной станции в 04.40», – сказал Олег Тони.
По сути, на месте пригородного полустанка с нуля построен современный вокзал. На станции возвели островную платформу с навесом на всю длину, защищающим пассажиров от дождя, снега и солнца. Пройти на платформу можно через подземный пассажирский вестибюль с турникетами, кассами, туалетной комнатой, стойкой для зарядки гаджетов и динамической системой навигации.
Безбарьерная среда, включающая в себя два эскалатора и три лифта, облегчает пользование станцией для маломобильных пассажиров – пожилых граждан, семей с колясками и людей с ограниченными физическими возможностями. Также вестибюль используется в качестве транзитного пешеходного перехода через железнодорожные пути. Общая площадь новых инфраструктурных объектов составляет 3,5 тыс. кв. м.
Поездка на поезде от станции Крекшино до Киевского вокзала занимает примерно 50 минут (если ехать на автомобиле, потребуется не менее одного часа 20 минут). В часы пик поезда курсируют каждые шесть-семь минут. Станция обслуживает жителей деревни Крекшино и других близлежащих поселков, а также сотрудников крупных логистических комплексов, расположенных в этом районе. В пешей доступности возводится новый жилой квартал. Кроме того, рядом есть остановки наземного общественного транспорта.
Ожидается, что в конце 2020 года и начале 2021 года новой станцией Крекшино будут пользоваться около двух тысяч пассажиров в сутки, а к 2030 году ежедневный пассажиропоток вырастет до 6,5 тыс. человек.
Реконструкция станции Крекшино – пример опережающего развития транспортной сети на территории ТиНАО. Запаса провозной способности хватит минимум на 20 лет.
Сергей Собянин отметил, что такого масштабного проекта развития железнодорожного транспорта сегодня нет ни в Европе, ни в США.
«Несмотря на пандемию, несмотря на финансовые сложности, ограничения, по большому счету в этом году мы поставили рекорд по объему работ, которые проводятся на железнодорожном узле. 15 новых, современных станций, отвечающих всем стандартам, построено, запущен пятый путь Ярославского направления, огромный объем подготовительных работ проводится на МЦД-3, МЦД-4 и других направлениях», – подчеркнул мэр Москвы.
МЦД-4: от Апрелевки до Железнодорожного
Создание МЦД-4 «Киевско-Горьковский» является крупнейшим проектом в области железнодорожного строительства. Общая длина будущего диаметра составит 86 км. На нем будет 39 остановок. Конечными станциями станут Апрелевка Киевского направления МЖД и Железнодорожный Горьковского направления. С 18 остановок можно будет пересесть на станции метро, Московского центрального кольца (МЦК) и другие МЦД.
Современные комфортные поезда будут следовать с интервалами до пяти-шести минут в часы пик и без дневных перерывов.
Открытие движения по МЦД-4 улучшит транспортную ситуацию в 23 районах столицы с населением более 2,5 млн человек. Быстрее добираться до Москвы смогут жители подмосковных Апрелевки, Реутова, Балашихи, Железнодорожного и других близлежащих населенных пунктов. Время в пути для жителей Московской области сократится на 13%, а для москвичей – на 38%.
За счет перераспределения пассажиропотоков будут разгружены участки восьми линий метро: Кольцевой, Замоскворецкой, Калининско-Солнцевской, Филевской, Таганско-Краснопресненской, Люблинско-Дмитровской, Серпуховско-Тимирязевской и Калужско-Рижской.
В течение последних пяти лет на Киевском направлении МЖД были реализованы следующие проекты:
увеличена частота движения пригородных поездов (их стало больше на 43 пары). Это на 41% больше, чем в 2012 году. Дополнительно создано на 41% больше пассажирских мест – более 159 тыс., интервалы движения в часы пик сократились на 33% – с девяти до шести минут;
открыт новый остановочный пункт Новопеределкино и запущено движение ускоренных электропоездов на участке Москва – Новопеределкино;
открыт транспортно-пересадочный узел «Солнечная»;
запущены дополнительные экспрессы по маршруту Москва – Нара – Москва;
реконструированы остановочные пункты Победа, Мичуринец и Крекшино, открыта новая платформа Санино;
обновлен подвижной состав – теперь пассажиров на всех маршрутах (кроме одного из Калужской области) перевозят 23 современных поезда типа ЭД4М, 15 составов серии ЭП2Д, средний возраст которых – пять лет.
Помимо того, на Горьковском направлении МЖД построили четвертый главный путь на участке Железнодорожная – Карачарово, реконструировали станцию Нижегородская (ранее Карачарово) и ряд других остановочных пунктов.
Сейчас на будущем МЦД-4 развернуты работы по строительству третьего главного пути на участке Солнечная – Апрелевка и четвертого главного пути на участке Москва – Апрелевка. Кроме того, строятся соединительная ветка между Киевским и Белорусским направлениями, третий и четвертый главные пути на участке Курский вокзал – Каланчевская (с реконструкцией станции Каланчевская), а также четвертый главный путь на участке Курский вокзал – Карачарово.
На Киевском направлении ведется реконструкция девяти существующих станций, среди которых Внуково, Толстопальцево, Матвеевская, Очаково-1, Кокошкино, Лесной Городок, Переделкино, Апрелевка и Мещерская. Их постепенно откроют до 2022 года.
Продолжается строительство новых станций – Аминьевской и Минской. С их открытием пассажиры смогут пересаживаться на Солнцевскую и Большую кольцевую линии метро. Это позволит повысить популярность поездов Киевского направления, ведь сегодня есть только одна удобная пересадка – на Киевском вокзале.
На будущей шестикилометровой соединительной двухпутной линии между Киевским и Белорусским направлениями МЖД возводится станция Камушки, а в 2021 году начнется строительство еще двух новых станций, таких как Поклонная Гора и Кутузовская. Благодаря этому количество пересадок с Киевского направления на метро увеличится до пяти. Помимо того, Киевское направление будет интегрировано с МЦК.
В настоящее время на Киевском направлении курсируют 147 пар пригородных поездов, в том числе 25 пар аэроэкспрессов. Среднесуточный пассажиропоток в рабочий день составляет 107 тыс. человек. К 2025 году он может увеличиться в полтора раза – до 160,5 тыс. человек в сутки.