Реставраторам удалось возродить уникальную среду, в которой новаторские идеи архитекторов 1930-х годов соединены с современными стандартами комфорта
10 июля 2020 года в Москве завершена реставрация Дома Наркомфина – одного из самых ярких памятников эпохи конструктивизма. Здание на Новинском бульваре (дом 25, корпус 1) было построено в 1928–1930 годах по проекту архитекторов Моисея Гинзбурга и Игнатия Милиниса для работников Народного комиссариата финансов СССР. 20-е и начало 30-х годов прошлого века вошли в историю как время смелых экспериментов, поиска новых архитектурных форм и материалов.
«В Москве отреставрировано в настоящее время около 1,5 тысячи памятников. Много отреставрировано памятников, которые, по сути дела, находились в руинированном состоянии, были на грани того, что город потеряет эти уникальные сооружения. Дом Наркомфина был, пожалуй, одним из самых тяжелых объектов. Он даже, насколько я знаю, вошел в 100 мировых объектов культуры, которые находились в списке памятников – заменить, которые могут быть вообще утеряны для мировой культуры. Это, конечно, позор такой был, потому что это действительно уникальный памятник советского конструктивизма 1920–1930-х годов. И после того, как он был отреставрирован, конечно, видно, что действительно уникальный интересный объект», – рассказал Сергей Собянин во время осмотра здания.
При строительстве Дома Наркомфина широко применялись экспериментальные материалы. Каркас был изготовлен из монолитного железобетона, наружные и внутренние стены – из бетонитовых пустотелых камней, а стены и перегородки – из фибролита. Новаторские идеи реализовали в планировке и дизайне помещений, в том числе тщательно проработали вопросы колористики и инсоляции, разработали и установили специальную мебель. Все это сделало Дом Наркомфина одним из ярких памятников эпохи конструктивизма. В 1987 году его взяли под государственную охрану как объект культурного наследия регионального значения.
Сергей Собянин поблагодарил инвесторов проекта и архитектора Алексея Гинзбурга – внука архитектора Моисея Гинзбурга, который в свое время проектировал Дом Наркомфина.
«За многолетний труд, многолетний проект, тщательно выполненный в соответствии со всеми требованиями, которые предъявлялись к этому памятнику. Наслоение переделок прошлых лет. По сути дела, он же был практически уничтожен как памятник архитектуры», – добавил мэр Москвы.
Дом переходного типа: новаторские решения для нового коммунистического быта
Дом Наркомфина состоит из жилого и коммунального корпусов. Общая площадь составляет 5,2 тыс. кв. м, 870 «квадратов» из которых – эксплуатируемые кровли.
Жилой корпус представляет собой семиэтажное здание с двумя лестничными пролетами. В длину оно достигает 85 метров, а в высоту – 17 метров. Круглые столбы – элементы каркаса здания – придают корпусу особенный вид корабля. Первый этаж нежилой, на остальных этажах расположены квартиры – «жилые ячейки», как называли их современники.
Здание спроектировано так, что окна спален в квартирах выходят на восток, а гостиных – на запад. Таким образом, жильцы могли по утрам встречать рассвет, а длинными летними вечерами – любоваться закатом.
Для больших семей предлагались трехкомнатные двухъярусные квартиры (тип К) площадью 90 кв. м. Для одиночек и бездетных семей были предусмотрены малометражные квартиры (тип F) площадью 37 кв. м. С торца дома по обеим сторонам от лестниц расположены квартиры с двумя жилыми комнатами, столовой, передней, ванной, уборной и кухней (тип 2F).
Кроме того, в надстройке на уровне седьмого этажа были обустроены комнаты, напоминающие комнаты в общежитии – без индивидуальных ванной и туалета. Здесь же располагалась квартира наркома финансов РСФСР Н.А. Милютина, по инициативе которого и был построен Дом Наркомфина.
Коммунальный корпус – это четырехэтажное здание, напоминающее куб. В нижней части находился детский сад, в верхней – столовая, помещения для отдыха и спорта. На плоской крыше здания была организована летняя терраса с металлической перголой.
Дом Наркомфина часто называют домом переходного типа от старого уклада жизни к новому коммунистическому быту. Авторы проекта предполагали, что большую часть свободного времени люди будут проводить в общественных помещениях – отдыхать в спортивном центре, на открытой лоджии второго этажа или на плоской крыше с шезлонгами и цветником. Питаться жители также должны были в общей столовой, хотя в квартирах технически можно было оборудовать и собственную кухню.
В первые годы после заселения запланированный проектировщиками уклад жизни сохранялся. Квартиранты и жители соседних домов активно пользовались детским садом, столовой и прачечной, посещали спортзал. Однако несколько лет спустя почти все трехкомнатные квартиры превратились в коммуналки, а второй корпус лишили статуса жилого. Сначала его переделали под типографию, а впоследствии приспособили под конструкторское бюро.
В 1940–1970-х комплекс подвергся более значительной перестройке. В жилом корпусе полностью застроили первый этаж, часть открытой террасы включили в состав квартиры на седьмом этаже, а к южной лестничной клетке на западном фасаде пристроили лифтовую шахту. К нежилому корпусу добавили пятый этаж, две бытовые пристройки со стороны южного и восточного фасадов, а витражное остекление первого и второго этажей заменили капитальной стеной.
В результате многочисленных перепланировок изменилась площадь квартир, конфигурация кухонь и санузлов, оказались заложенными оконные проемы антресольного яруса.
При этом на протяжении более 80 лет в здании ни разу не было капитального ремонта или реставрации. В 2006 году Дом Наркомфина вошел в список 100 памятников мировой культуры, находящихся под угрозой уничтожения (World Monuments Watch List of 100 Most Endangered Sites), формируемый некоммерческой организацией World Monuments Fund.
К 2016 году коммунальный корпус и часть помещений жилого корпуса находились в аварийном состоянии и не эксплуатировались. Практически полностью были утрачены ценные архитектурные и художественные элементы – дверные и блоки, поручни и ступени лестниц, ограждения балконов, инженерное оборудование, элементы освещения и оригинальные отделочные материалы. Также были нарушены система водоотведения и гидроизоляция здания.
Шаг за шагом: как спасали памятник конструктивизма
Возможность приступить к комплексной реставрации Дома Наркомфина появилась в 2016 году, когда право собственности на все помещения перешли к единому собственнику. После комплексных научных исследований был разработан проект реставрации. В качестве главного архитектора был приглашен Алексей Гинзбург – внук архитектора Моисея Гинзбурга.
«Для нас сегодня действительно очень важный день. Результат шести лет работы большой команды архитекторов, реставраторов, девелоперов, инженеров, всех вместе. Без такой командной работы не удалось бы провести комплексную реставрацию. Мы можем показать сегодня, что памятники советской архитектуры актуальны, не потеряла своей актуальности и конструктивистская архитектура. Она демонстрирует современный подход, то, что она сделана для современного человека и что человек в ней – центр вещей, является ее мерой, и то что современную архитектуру можно реставрировать, сохраняя дух ее времени», – сказал Алексей Гинзбург.
Реализация проекта началась в апреле 2017-го. Рабочие демонтировали поздние надстройки и пристройки, воссоздали объемно-планировочную структуру корпусов и исторический цвет фасадов. Несущий железобетонный каркас здания отреставрировали в соответствии с историческими конструктивными решениями.
От поздних пристроек освободили часть первого этажа. Благодаря этому Дому Наркомфина снова стал похож на дом-корабль. Были восстановлены большое открытое рекреационное пространство, включающее незастроенную часть первого этажа, а также галерея, вестибюльная группа и лестница.
По историческим аналогам отреставрировали или воссоздали элементы фасадов: витраж коммунального корпуса, оригинальные приямки со световыми фонарями, предназначенные для освещения подвальных помещений корпусов, оригинальные цветочницы, оконные и дверные блоки, элементы инженерных коммуникаций, винтовая лестница на кровле, ограждения балконов и кровли. Современный лифт из несгораемых конструкций сделали в исторической трубе котельной.
В здании восстановлена характерная схема инженерных коммуникаций внутри стен и перекрытий, система гидроизоляции и схема озеленения. Воссоздано оригинальное наполнение внутренней среды дома: исторические радиаторы, кухонные элементы, сантехнические и осветительные приборы, электроустановочные элементы, оконная и дверная фурнитура.
Восстановлена и историческая планировка коммунального корпуса. Кроме того, отреставрированы кровля, ограждения, перголы и инженерные коммуникации крыш обоих корпусов.
Именные квартиры и исторический дизайн
В результате реставрации зданию возвращена историческая функция, заложенная авторами проекта. Жилые ячейки, квартиру-пентхаус на седьмом этаже и комнаты общежития жилого корпуса планируется использовать для постоянного и временного проживания. В подвале будут расположены инженерные, технические помещения, а также ячейки-кладовые для каждой квартиры.
После реконструкции в жилом корпусе насчитывается 44 квартиры площадью от 30 до 120 кв. м, сохранены оригинальные двухуровневые планировки, а высота потолков варьируется от трех до пяти метров. Некоторым квартирам присвоены названия – по именам известных людей, которые в них проживали. Например, есть квартиры Дейнеки, Гинзбурга и Милютина.
Поскольку первые желающие купить квартиры в Доме Наркомфина появились задолго до завершения работ, им было предложено два варианта отделки: нейтральный и реставрационный. В первом случае стены квартир были покрашены в цвет фасадов, на пол было положено дерево.
Реставрационная отделка квартир включила в себя полное восстановление первоначальных цветов стен и потолков. Специалисты провели большую работу по выявлению первых покрасок, которые, по задумке архитекторов, учитывали психофизиологическое воздействие на человека. Стены к западу красились в теплые тона, к востоку – в холодные.
Более 30% квартир было выполнено с реставрационной отделкой. Главный архитектор лично рассказывал о будущем интерьере каждому потенциальному покупателю. Такое решение должно обезопасить дом от последующих переделок жильцами, которые не будут без крайней необходимости начинать новый ремонт.
На седьмом этаже жилого корпуса планируется обустроить два номера категории «сьют» – с гостиной, спальней и кухней. Снять их на некоторое время и пожить в историческом здании сможет любой желающий. В настоящее время в номерах идет отделка.
«Очень важно, что это не только памятник, но это дом, который пользуется популярностью, чтобы вы понимали. Все квартиры проданы в этом доме. Это очень важно, потому что памятник должен служить людям, должен быть приспособлен для современного использования, при этом не утратив своей ценности как объекта архитектуры», – сказал Сергей Собянин.
Крыша для прогулок, кафе и музей: что еще будет в Доме Наркомфина
Как и в 1930-е годы, на крыше жилого корпуса появятся шезлонги и рекреационная зона для собственников квартир и жителей гостиничных номеров. В вестибюльной группе откроется музейная экспозиция, посвященная истории и реставрации Дома Наркомфина.
В коммунальном корпусе планируется открыть кафе, книжные магазины, а также площадки для проведения культурно-досуговых мероприятий для детей и взрослых. Вокруг зданий обустроят прогулочную зону с видовыми площадками и оригинальной системой озеленения. Рабочими уже поставлены подпорные стены для понижения рельефа до исторических отметок, выполнено водоотведение и смонтирована ливневая канализация.
Пандемия не помеха: как идет реставрация московских памятников
С 2011 года в Москве отреставрировано 1445 объектов культурного наследия, в том числе 21 – в этом году.
В результате число памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, с 2010 года сократилось в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66% до 94%.
С 13 апреля по 12 мая 2020 года реставрационные работы не проводились из-за вспышки коронавируса. За это время состояние ни одного из объектов не ухудшилось (всего действовало 590 разрешений на производство реставрационных работ). При этом современные технологии позволили проектировщикам и исследователям трудиться дистанционно.
Несмотря на все трудности, в этом году ожидается завершение реставрации около 200 памятников, в том числе таких знаковых, как Северный речной вокзал (Ленинградское шоссе, дом 51), кинотеатр «Художественный» (Арбатская площадь, дом 14) и кинотеатр «Ударник» (улица Серафимовича, дом 2).