6 апреля 2018 года Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» и опытное конструкторское бюро «Новатор» (Екатеринбург) отметили 70-летие
70-летие отметило акционерное общество «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации).
Бюро №143 создано 31 марта 1948 года постановлением Совета Министров СССР и ЦК КПСС для разработки скоростных подводных лодок с нетрадиционной энергетикой. После ряда преобразований и переименований предприятие получило нынешнее название – АО «Санкт-Петербургское морское бюро машиностроения «Малахит».
СПМБМ «Малахит» является ведущим в России конструкторским бюро, специализирующемся в области проектирования морской техники, в том числе с атомной энергетической установкой. Основной сферой деятельности является проектирование, обеспечение строительства и испытаний атомных и дизельных подводных лодок и обитаемых технических средств освоения Океана.
За 70 лет работы предприятие выполнило свыше 50 проектов, по которым построено более 300 подводных лодок, в том числе 100 – с атомной энергетической установкой.
За 70-летнюю историю «Малахит» спроектировал:
первый отечественный подводный ракетоносец. Проект был разработан совместно с «космическим» КБ-1 НИИ-88, который возглавлял главный конструктор Сергей Королев. Экспериментальная подводная лодка В611 была построена в 1953–1956 годах: заложен на заводе №196 (сейчас АО «Адмиралтейские верфи»), достраивался на Северном машиностроительном предприятии (сейчас АО «ПО «Севмаш»). 16 сентября 1955 года с его борта состоялся первый в мире запуск баллистической ракеты с подводной лодки из надводного положения, а 10 сентября 1960 года – первый старт баллистической ракеты из подводного положения. В развитие проекта В611 была построена серия из 28 кораблей с надводным и подводным стартом ракет;
первую отечественную атомную подводную лодку «К-3» «Ленинский комсомол» (проект 627). Главным конструктором проекта 627 (и начальником конструкторского бюро «Малахит») в 1952 году был назначен инженер – капитан I ранга Владимир Перегудов. Научным руководителем установки и корабля в целом стал заместитель директора Курчатовского института академик Анатолий Александров. Промышленности понадобилось всего шесть лет от принятия решения по созданию первой отечественной атомной подводной лодки до ее вступления в состав Военно-Морского флота. В США ту же задачу решили за десять лет. В июле 1962 года «Ленинский Комсомол» впервые в истории отечественного подводного флота достиг Северного полюса. В 1956–1964 годах на «Севмаше» была построена серия из 12 подводных лодок по проекту 627А;
первую в мире подводную лодку с жидким металлическим теплоносителем (проект 645) – вошла в состав флота в 1963 году. Более высокие параметры пара открыли возможность создания ядерных энергетических установок с меньшими массогабаритными характеристиками и повышенным КПД;
первую в мире титановую скоростную атомную подводную лодку (проект 661). Эта подводная лодка была передана флоту в 1969 году. На ней была достигнута рекордная подводная скорость в 44,7 узла, никем в мире не превзойденная до сих пор;
многоцелевые атомные подводные лодки 2-го поколения (проекты 671, 671РТ, 671РТМ, 705, 705К). В отличие от торпедных атомоходов первого поколения (проектов 627, 627А и 645), которые создавались для борьбы с надводными кораблями, проект 671 разработан для противодействия подлодкам, а также для обеспечения действий своих атомных стратегических подводных ракетоносцев. По проекту 671 и его модификациям построено 48 подводных лодок (на «Адмиралтейских верфях, «Амурском судостроительном заводе» и заводе «Красное Сормово»). Некоторые из них сейчас несут службу. «Малахитом» также созданы подводные лодки проекта 705 (тип «Лира») как высокоавтоматизированные лодки с жидкометаллическим теплоносителем. Шесть таких лодок построены в 1971–1992 годах «Адмиралтейскими верфями» и «Севмашем»;
многоцелевые атомные подводные лодки третьего поколения (проект 971). С созданием серии этих кораблей ВМФ России вышел на лидирующие позиции в вопросах повышения скрытности подводных лодок, а также глубине погружения, скорости и величине боезапаса. На проекте 971 были применены новая модификация паропроизводящей установки с улучшенной компоновкой и новейший для своего времени гидроакустический комплекс «Скат», существенно повышающий боевую эффективность. На серийных кораблях были внедрены десятки решений по конструктивному улучшению акустического поля. Всего в 1984–2001 годах на «Севмаше» и Амурском судостроительном заводе построено 14 подводных лодок этой серии. В настоящее время проводится глубокая модернизация этих АПЛ;
многоцелевые атомные подводные лодки четвертого поколения (проект 885 тип «Ясень» и проект 885М тип «Ясень-М»). Головная подводная лодка проекта 885 (тип «Ясень») «Северодвинск» вошла в состав Военно-морского флота 17 июня 2014 года.
Серия этих подводных лодок строится по модернизированному проекту 885М (тип «Ясень-М»), атомные подлодки находятся на разных стадиях строительства. «Ясень» универсален как носитель ракетного и торпедного оружия. За счет ракетного оснащения, скрытности и скорости хода впервые в истории ВМФ эта многоцелевая лодка может осуществлять не только противокорабельное действие, но и стратегическое неядерное сдерживание.
По заказу Минобороны России бюро «Малахит» ведется работа над созданием многоцелевых атомных подводных лодок пятого поколения.
Кроме того, конструкторское бюро «Малахит» работает над созданием автономных глубоководных аппаратов, предназначенных для исследований, поисково-спасательных задач, технических работ с помощью манипуляторов, доставки на грунт или подъема на поверхность различных предметов, видеосъемки на дне. В составе Военно-Морского Флота действуют аппараты, «Русь» и «Консул», неоднократно совершившие успешные погружения на предельную глубину – 6 тыс. метров.
С 1970 года «Малахит» является головным предприятием по проектированию глубоководных обитаемых технических средств для освоения Мирового океана.
На предприятии состоялись торжественные мероприятия по случаю юбилея. На территории бюро открыта мемориальная доска генеральному конструктору бюро Владимиру Пялову (28 февраля 1934 – 24 февраля 2017), 12 лет возглавлявшему «Малахит».
*
70-летие отметило акционерное общество «Опытное конструкторское бюро «Новатор» (входит в состав Концерна ВКО «Алмаз – Антей»).
В Екатеринбурге прошел торжественный вечер, посвященный юбилею предприятия. Заместитель министра обороны России Юрий Борисов отметил, что ОКБ «Новатор» для Минобороны – особенная организация, ее продукция является флагманом и определяет обороноспособность России.
«Слово “Калибр” уже выучили во всем мире. До событий октября 2015 года (первое применение ракет “Калибр” в Сирии) мало кто в мире знал это название, а сегодня уже его знают все. Так уж мир устроен, что сильная армия, сильное государство – это залог того, чтобы можно было надежно обеспечивать благополучие и мирную жизнь своих граждан», – сказал Юрий Борисов.
Заместитель главы военного ведомства, добавив, что и «Калибры», и «Искандеры» и другие образцы линейки вооружений из порядка 30 наименований используются практически во всех видах и родах войск.
ОКБ «Новатор» входит в состав концерна ВКО «Алмаз – Антей» с 2002 года, является одним из центров оборонно-промышленного комплекса страны по разработке образцов ракетного оружия. Одна из наиболее известных разработок ОКБ «Новатор» – ракеты семейства «Калибр» (в экспортном исполнении – Club). Помимо продукции ОПК, предприятие разработало и сдало в эксплуатацию ряд сухопутных и морских метеорологических комплексов, обеспечивающих зондирование атмосферы.