Завершена реставрация «Художественного» – старейшего кинотеатра столицы

По оригинальным чертежам Федора Шехтеля воссоздали внешний вид главного фасада, восстановили исторический декор, установили чугунные фонари

Завершились реставрационные работы в кинотеатре «Художественный», расположенном на Арбатской площади. Он был основан в 1909 году и стал первым московским кинотеатром, у которого появилось собственное здание.

«В 1909 году состоялось открытие первого кинотеатра в Москве. И москвичи смотрели на это чудо. Спустя 111 лет свершилось новое чудесное событие. Это завершение восстановления и реставрации кинотеатра “Художественный” и возвращение удивительного объекта, с которым тесно переплетена судьба многих поколений. Миллионы москвичей с нетерпением ждали, когда “Художественный” снова вернется к жизни. Не просто вернется к жизни, а вернется в первоначальном великолепии и красоте. И конечно, уже с современными приспособлениями, современными возможностями», – отметил Сергей Собянин, посетив старейший кинотеатр столицы.

Кино как искусство

«Художественный» открыл предприниматель Альберт Брокш – управляющий Варваринского акционерного общества домовладельцев. Ему и принадлежал участок на Арбатской площади. «Синематограф Брокша» – так кинотеатр был записан в документах. Первый сеанс состоялся 11 ноября 1909 года, 400 человек увидели премьеру французской драмы «Жоржетта».

Зрителям предложили воспринимать кино как искусство и смотреть его в соответствующей обстановке. Это была настоящая революция, поскольку в начале века кино в Москве показывали где придется – в обычных помещениях, которые не были приспособлены для сеансов. Посетителям нередко приходилось стоять, а использование легковоспламеняющейся целлулоидной кинопленки часто приводило к пожарам.

Первоначальное здание «Художественного» – одноэтажный дворец в стиле модерн – построил архитектор Николай Благовещенский. У него был большой опыт работы с электричеством (с 1890-х служил в Обществе электрического освещения и был автором нескольких корпусов электростанции на Раушской набережной), что сказалось на электрооборудовании кинотеатра – оно было безупречным, а само здание – максимально безопасным в пожарном отношении.

Здание поражало богатым оформлением: фойе освещали ажурные люстры, здесь же располагался фонтан и играл оркестр, в кадках стояли пальмы. Кроме того, это был единственный кинотеатр, который выполнял доставку заказанных билетов на дом.

Через несколько лет после открытия самый фешенебельный синематограф города уже не вмещал всех желающих. Новый владелец – режиссер Александр Ханжонков – пригласил архитектора Федора Шехтеля заняться реконструкцией здания. В результате в 1912–1913 годах эклектичный декор сменил более строгий неоклассицизм. Так, входы украсили ниши с античными рельефами – небольшие выступы-ризалиты с парными пилястрами и полукруглыми люнетами. После перестройки вместимость кинотеатра увеличилась более чем вдвое – насчитывалось свыше 900 мест.

В путеводителе по Москве 1930-х годов отмечали: «В театре 946 мест; музыкальная иллюстрация немых фильмов – оркестр; в фойе, в специальном зале через каждые 45 минут демонстрация последней кинохроники, комната матери и ребенка, читальный зал, шахматы и шашки, буфет. В летнее время в саду при театре эстрадные концерты».

В 1955-м в кинотеатре установили первый в Москве широкий экран. Долгие годы «Художественный» был главным кинотеатром страны, где показывали премьеры. Среди них – выдающиеся немые фильмы «Киноглаз» Дзиги Вертова (1924) и «Броненосец “Потемкин”» Сергея Эйзенштейна (1926), первый звуковой и первый цветной фильмы Николая Экка «Путевка в жизнь» (1931) и «Груня Корнакова» (1936), а также первый широкоэкранный фильм «Илья Муромец» Александра Птушко (1956).

В 1992 году здание было признано объектом культурного наследия регионального значения. К началу 2010-х оно находилось в крайне неудовлетворительном состоянии. Кирпичная кладка была частично разрушена влагой и грибком, а исторические потолочные фермы потеряли несущую способность.

К сожалению, большая часть декора «Художественного» не смогла пережить ХХ век, на протяжении которого кинотеатр обстреливали белогвардейские юнкера, бомбила немецкая авиация и перестраивали под девизом борьбы с архитектурными излишествами.

Воссоздать по чертежам Шехтеля

Решение о проведении комплексной реставрации исторического здания кинотеатра «Художественный» было принято Правительством Москвы, работы по согласованному проекту начали осенью 2019 года.

Перед коллективом реставраторов стояла серьезная задача: нужно было не только отреставрировать памятник архитектуры, сохранив идеи Федора Шехтеля, но и учесть все новейшие кинотехнологии, чтобы в здании снова можно было показывать фильмы, но уже на самом современном уровне.

Проектом реставрации занималось несколько архитектурных бюро. Средства на проведение работ выделили частные инвесторы.

«Совместить историю с современностью и возродить объект к жизни – это, конечно, дорогого стоит. В Москве мы за счет бюджета города, федеральных ведомств проводим огромные реставрационные работы, одни из самых масштабных в мире. Я очень благодарен людям, которые вкладывают свои ресурсы, деньги, возможности для того, чтобы помочь возродить историю и культурное наследие нашей страны и Москвы», – сказал Сергей Собянин.

Президент ПАО «Сбербанк» Герман Греф поблагодарил мэра Москвы и его команду и отметил, что реставрация была проведена в кратчайшие сроки – всего за год и два месяца. Также он выразил признательность реставраторам и строителям, которые участвовали в восстановительных работах.

«Для москвичей этот объект имеет особое значение, и очень многие ждали его открытия. И вот теперь они получили кинотеатр с четырьмя залами, большим и тремя малыми, с самой современной акустикой, которая только доступна в мире, с прекрасным изображением. Кинотеатр в декабре откроет свои двери», – уточнил Герман Греф.

Работы на объекте велись круглосуточно. Реставрация кинотеатра площадью 2,6 тыс. кв. м началась с противоаварийных работ: в первые месяцы специалисты очистили и укрепили фасады, отремонтировали крышу. Удалось сохранить две подлинные кровельные фермы, выполненные из прокатных уголков и полос металла германского сортамента и собранные с помощью заклепок. Их установили на свои родные опоры: с одной стороны ферма жестко крепится к стене, а с другой может перемещаться под воздействием температуры.

По оригинальным чертежам Федора Шехтеля воссоздали внешний вид главного (западного) фасада. Он украшен терразитовым покрытием и максимально приближен к облику 1913 года. Раскрыты заложенные оконные проемы, восстановлен исторический декор – мужской и женский маскароны, барельефы с изображением античных богов Гелиоса и Селены, а также надписи «Входъ», «Выходъ» и, конечно, главная – «Художественный электро-театръ». На свои исторические места (с двух сторон от каждого дверного проема) вернулись изящные фонари из чугуна. Их также сделали по эскизам Шехтеля.

Особенностью пространственно-планировочной композиции главного зрительного зала является балкон. В последние годы на него не пускали зрителей из-за угрозы обрушения. Сам балкон и его конструкции находились в аварийном состоянии, но реставраторам удалось сохранить ограждение, включенное в предмет охраны памятника. Его установили на новые несущие конструкции.

Под балконом воссоздали лепной декор потолка. На столбы, поддерживающие балкон, вернулись отреставрированные гипсовые лики бога виноделия Диониса. На левом простенке восточной стены сохранилась первоначальная капитель, послужившая образцом для воссоздания остальных капителей по периметру зала. Над сценой вновь появились лепные гиппокампы, растягивающие хвостами медальон с годом перестройки кинотеатра – 1912-м.

Под множеством слоев краски на потолке была скрыта подлинная вентиляционная металлическая решетка. В ее центре находилась массивная люстра, не сохранившаяся до нашего времени. В ходе работ решетку демонтировали, очистили от краски, воссоздали утраченные элементы (листики, прутки, ажурную сетку) и вернули на законное место.

Во время работ реставраторов ждал бесценный подарок: в процессе демонтажа они обнаружили потолочные кессоны авторства Шехтеля. Их бережно отреставрировали и поместили в операторскую. За кессонированным потолком зала спрятана сложная звуковая начинка современного кинотеатра.

В фойе отреставрировали сохранившийся потолочный карниз и фриз. Настоящим украшением интерьеров кинотеатра стала спроектированная Шехтелем историческая лестница, облицованная светлым мрамором. Ее восстановили по образцам двух подлинных доломитовых ступеней. Она ведет из северного фойе на балкон главного зала.

Специалисты вернули ранее утраченные деревянные оконные заполнения. Рамы выполнены из светлой лиственницы, фурнитура – из мягко сияющей латуни. По фотографиям начала века воссоздали дубовые двери.

По чертежам Федора Шехтеля восстановили большой витраж. В 1990-е он был утрачен и долгое время на его месте стояло пластиковое окно. Рядом снова будет работать фонтан, задуманный архитектором и позднее утерянный. Его расположение и габариты были отражены в фиксационных чертежах, а в фойе сохранилось оригинальное основание.

Уникальные кинопроекторы и аудиосистема

Первых зрителей «Художественный» планирует принять в конце декабря. Это будет кинотеатр премьерного показа и фестивальный центр, программа которого представит мировой кинематограф во всем его разнообразии. Значительную часть расписания займут фестивали и ретроспективы, подготовленные в сотрудничестве с международными культурными учреждениями.

В «Художественном» откроют четыре зала: в главном будет 474 места, в двух малых – по 47 мест, в камерном – 21 место. В каждом зале установлены высококонтрастные лазерные кинопроекторы Barco, которые обеспечивают максимальную яркость и передают цвета без искажения, а экран при этом не отсвечивает и не бликует. Всего 17 кинозалов в мире могут похвастать аналогичным оборудованием. Также в кинотеатре есть пленочный проектор, позволяющий показывать фильмы не только с цифровой копии, но и с 35-миллиметровой пленки.

За качественный звук отвечает аудиосистема Dolby Atmos. Она продумана с учетом всех архитектурных особенностей здания. Для сложной конфигурации главного зала, объединяющей партер, балкон и зону под ним, было разработано особое решение, которое позволит сделать звук одинаково качественным во всех точках помещения. Техническое оборудование органично вписано в интерьер и сохраняет исторический облик главного зала.

На главном фасаде кинотеатра установлена электронная афиша – она заняла то же место, где раньше размещались знаменитые афиши «Художественного».

«Я хотел бы поздравить всех москвичей с новым открытием первого кинотеатра в Москве. Сегодня, через 111 лет после строительства и через 108 лет после его реставрации великим архитектором Шехтелем, он опять доступен для жителей нашего города», – добавил Герман Греф.

Реставрация московских памятников

С 2011 года в Москве отреставрировали 1593 объекта культурного наследия. На 99 из них работы завершены в 2020 году. Самыми значимыми объектами реставрации 2020 года, помимо кинотеатра «Художественный», стали Северный речной вокзал, Дом Наркомфина, дом Орлова-Денисова на Большой Лубянке.

По словам Сергея Собянина, в этом году проведен огромный объем реставрационных работ, преобразилось множество объектов: «Еще около 500 находится в работе. Мы ни на один день не останавливаем реставрацию и возрождение Москвы».

Число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось с 2010 года в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66% до 94%.

Начиная с 2011 года в Москве полностью выполнена реставрация 55 храмов. Работы в 34 из них провели по городской программе субсидий религиозным организациям. В 2020 году реставраторы ведут работы в 41 храме, в том числе по городской программе субсидий реставрируют 10 объектов религиозного назначения.

С 2012 года 24 аварийных памятника архитектуры передали в аренду частным инвесторам в рамках программы Правительства Москвы «1 рубль за 1 квадратный метр». Завершена комплексная реставрация 19 зданий. Продолжаются работы на пяти объектах.

Кроме того, в 2011–2019 годах завершена реставрация 111 произведений монументального искусства и 426 архитектурно-художественных надгробий и объектов исторического и воинского некрополя, являющихся объектами культурного наследия. В 2020 году проведены работы на 30 захоронениях с художественными надгробиями на Армянском, Ваганьковском, Донском и Новодевичьем кладбищах.

Привели в порядок памятники Н.В. Гоголю на Гоголевском и Никитском бульварах, Юрию Долгорукому на Тверской площади, В.В. Воровскому на Кузнецком Мосту, Д.Н. Прянишникову на улице его имени, А.А. Фадееву на Миусской площади.

*

13 знаковых объектов: лауреаты конкурса «Московская реставрация – 2020»

Победителями, в частности, стали специалисты, занимавшиеся реставрацией Северного речного вокзала, Дома Наркомфина и ансамбля Рождественского монастыря.

Объявлены лауреаты конкурса Правительства Москвы на лучший проект в области сохранения и популяризации объектов культурного наследия «Московская реставрация – 2020». Торжественная церемония прошла в «Художественном» – старейшем кинотеатре Москвы, реставрация которого была завершена в 2020 году. Награды вручил Сергей Собянин.

«Несмотря на пандемию, несмотря на все проблемы, которые преследуют нас уже десятый месяц, мы с вами продолжаем уникальную, нужную, важную для города работу – возрождение памятников, возрождение культуры, возрождение истории нашего города. И действительно, каждый такой памятник – это открытие, открытие заново какой-то странички нашей истории или удивительного объекта, результат работы мастеров прошлых веков и результат работы ваших золотых рук, вашего умения», – сказал мэр Москвы.

Он отметил, что в этом году из-за эпидемии коронавируса на месяц пришлось остановить реставрационные работы, но как только появилась возможность, они были возобновлены. Несмотря на все сложности этого года, он стал очень важным с точки зрения выполненных реставрационных работ.

Цель конкурса «Московская реставрация» – развитие традиций московской школы реставрации, популяризация и привлечение общественного интереса к памятникам истории и культуры. В 2020-м конкурс проводился в 10-й раз. С 2011 года определено около 400 лауреатов.

В этом году для участия в конкурсе подали 61 заявку по 28 объектам, а также четыре студенческие заявки по четырем объектам. В результате были названы 25 лауреатов – организации, коллективы реставраторов или отдельные специалисты, которые принимали участие в реставрации 13 объектов культурного наследия.

Победу в конкурсе присудили, в частности, за работу над такими знаковыми для Москвы объектами, как Северный речной вокзал, Дом Наркомфина на Новинском бульваре, ансамбль Рождественского монастыря, главный дом городской усадьбы Матвеевых в Волховском переулке, здание Межевой канцелярии в Хохловском переулке.

«Удивительным событием нынешнего года, конечно, стало открытие Северного речного вокзала. Неоднократно ко мне обращались москвичи с просьбами восстановить этот объект, которые беспокоились о том, что там происходит. По сути дела, он превращался в руины. Мы попросили федеральные власти передать его городу и активно с первых дней начали работу по научному проектированию реставрации и по самой реставрации», – сказал Сергей Собянин.

Северному речному вокзалу вернули его функциональное назначение: десятки тысяч людей уже отправились с него в дальние и ближние путешествия. Очень важно, что возродилось общественное пространство вокруг этого знакового объекта, который известен очень многим, в том числе и по фильмам, которые снимали на его территории. «Парк является тоже памятником. Появились новые причалы и новая набережная, которой никогда не было в том виде, в котором мы видим ее сегодня. И это действительно получилось уникальное место, одно из самых удивительных и притягательных в нашем городе. За считаные месяцы с момента после открытия, до зимнего сезона, его посетили уже более полумиллиона человек. Это говорит о том, что не зря мы с вами работали, не зря вкладывали ресурсы – деньги, силы, труд – в этот замечательный объект», – добавил мэр Москвы.

Сергей Собянин также выделил проект реконструкции памятника советского конструктивизма – Дома Наркомфина.

«Десятилетия дом находился в аварийном состоянии, и было ощущение, что уже ничего его не вернет к жизни, – сказал Сергей Собянин. – Возрождена его функция – теперь это жилой дом. Проведена первоклассная реставрация, благоустройство вокруг этого здания».

С 2011 года в столице отреставрировали 1523 объекта культурного наследия. Работы на 99 из них завершили в 2020-м. В результате беспрецедентной по масштабу программы число московских памятников, находящихся в неудовлетворительном состоянии, сократилось в 5,3 раза. Доля памятников в хорошем и удовлетворительном состоянии выросла с 66% до 94%.

«Хотел бы поблагодарить вас, победителей конкурса, и не только вас, но и в вашем лице весь отряд реставраторов, инвесторов, не только государственных, но и частных, которые вкладывают свои деньги, ресурсы и с такой любовью относятся к нашему городу», – заключил мэр Москвы.

Лауреаты конкурса «Московская реставрация – 2020»

Объекты гражданской архитектуры:

Северный речной вокзал, 1932–1937 годы, архитектор А.М. Рухлядев (Ленинградское шоссе, дом 51). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ награду получило ГУП «Мосгортранс», за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию – авторский коллектив проектировщиков. Коллектив реставраторов наградили за высокое качество работ по восстановлению шпиля и реставрацию фарфоровых панно;

Дом Наркомфина, 1928–1930 годы, архитекторы М.Я. Гинзбург, И.Ф. Милинис. (Новинский бульвар, дом 25, корпус 1). За лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию награды удостоен авторский коллектив ООО «Гинзбург Архитектс». Также лауреатом конкурса стал Гарегин Барсумян за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ;

дворец боярина Троекурова, палаты XVI–XVII веков (Георгиевский переулок, дома 4–6, строение 2). За высокое качество ремонтно-реставрационных работ наградили строительную компанию «Флан-М».

Городские усадьбы:

городская усадьба Матвеевых, XIX век, главный дом, 1830-е годы (Волховский переулок, дом 21/5, строение 1). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ наградили ООО «Рамполь», за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию – Татьяну Борисову;

Московская межевая канцелярия XVIII века, в основе – палаты XVII века (Хохловский переулок, дом 10, строение 1). За лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию награждена Татьяна Борисова;

жилой дом конца XIX – начала XX века (Большая Никитская улица, дом 54, строение 1). Лауреатом конкурса стала Елена Константинова за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию. Также награды удостоена строительная компания «РемСтройСервис» за высокое качество ремонтно-реставрационных работ;

дом Орлова-Денисова, XVIII век (улица Большая Лубянка, дом 14, строение 3). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ отметили ФГКУ «Войсковая часть 55002», за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию – авторский коллектив, за высокое качество реставрации живописных плафонов – авторский коллектив реставраторов Государственного научно-исследовательского института реставрации;

восточный и западный фасады главного дома городской усадьбы М.Ф. и Н.М. Каменских второй половины XVIII века (в 1880-е архитектор – С.В. Федоров). Здесь в XIX – начале ХХ века располагалось Земледельческое училище с церковью Святых Кирилла и Мефодия (Смоленский бульвар, дом 19, строение 2). За лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию награду получил Сергей Куприянов, лауреатом за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ стала Татьяна Москалькова, уполномоченный по правам человека в России. За научно-методическое руководство и высокое качество ремонтно-реставрационных работ отметили ООО «Тиктон»;

здание клуба Октябрьской революции, в котором 10 ноября 1918 года Владимир Ленин выступал на собрании рабочих Хамовнического района (Смоленский бульвар, дом 26/9, строение 1). В числе лауреатов ФГБУ «Российский институт стратегических исследований» – за лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ, ООО «Александрия» – за высокое качество реставрации интерьеров, и Анна Молоткова – за лучший проект реставрации и приспособления к современному использованию.

В номинации «Объекты культового зодчества» победителем стал ансамбль Рождественского монастыря (улица Рождественка, дом 20/8, строения 3, 14, 15, 16, 17). За лучшую организацию ремонтно-реставрационных работ награду получил Богородице-Рождественский ставропигиальный женский монастырь, за лучший проект реставрации отметили ООО «Ракурс-проект».

Среди объектов монументального искусства выделили 50 произведений садово-парковой скульптуры музея-усадьбы «Кусково» (улица Юности, дом 2). Лауреатом конкурса стал коллектив реставраторов ООО «Реставрационная мастерская “Наследие”». Специалистов наградили за высокое качество реставрации произведений садово-парковой скульптуры.

Также была вручена специальная премия. Ее присудили за работы, связанные с производственными корпусами ансамбля машиностроительного завода «Густав Лист», 1890-е годы, архитектор Н.Д. Струков, с 1922 года – завод «Борец» (Складочная улица, дом 6, строения 2, 31). Награду за сохранение исторической среды при выполнении работ по перемещению исторически ценных градоформирующих объектов получило ООО «Экобау».

В номинации «Студенческие заявки» отметили живопись храма в честь Боголюбской иконы Божией Матери Высоко-Петровского монастыря (улица Петровка, дом 28, строение 11). За высокое качество работ по раскрытию и консервации живописи наградили коллектив студентов колледжа архитектуры, дизайна и реинжиниринга № 26.

Источник | фото