Ил-76: универсальный «грузовик»

50 лет назад впервые поднялся в воздух Ил-76, который до сих пор является основой военно-транспортной авиации нашей страны

50 лет назад впервые поднялся в воздух Ил-76, который до сих пор является основой военно-транспортной авиации нашей страны. И будет оставаться им еще достаточно долго – спустя полвека после первого полета Ил-76 в ВКС России поступают модернизированные Ил-76МД-90А. 

«Семьдесят шестой» успел не только стать легендой военно-транспортной авиации – на его базе были созданы различные интересные, порой самые неожиданные, модификации. К примеру, самолет для тренировки космонавтов Ил-76МДК, «летающий радар» А-50, самолет-госпиталь «Скальпель» или Ил-76ТД/МД для рейсов в Антарктиду и многие другие интересные машины. Об истории создания универсального Ил-76, а также его модификациях – в нашем материале.

Транспорт для войны и мира

В 2021 году Военно-транспортная авиация России, в составе которой используются современные версии Ил-76, отметит 90-летие. История этого рода авиации неразрывно связана с историей воздушно-десантных войск, которые активно развивались между двумя мировыми войнами XX века. Окончательно военно-транспортная авиация сформировалась в послевоенные годы, в 1955 году выделившись в самостоятельную структуру.

Опыт Великой Отечественной войны дал импульс к созданию специализированной авиатранспортной техники. Авиационный парк стал пополняться новыми машинами: Ил-12, Ил-14, Ан-8, Ан-12, Ан-22, Ан-26. Позже к ним присоединились Ил-76 и Ан-124 «Руслан». К концу 1980-х годов отечественная военно-транспортная авиация находилась на пике своего могущества: более 650 самолетов составляли 20 авиационных полков и пять авиадивизий.

25_marta_2021-rostec.ru_1.jpg

Пресс-служба Минобороны России

Распад СССР пагубно отразился на всей авиации. Перелом в ситуации наметился лишь в 2012–2013 годах. В России тогда была запущена программа переоснащения парка ВТА. Ее частью является модернизация стоящих на вооружении тяжелых транспортников Ил-76МД и выпуск новейшей модификации самолета Ил-76МД-90А. Многие самолеты, стоящие на вооружении ВТА, построены еще в советские годы, но их нельзя назвать устаревшими. Срок службы транспортного самолета при надлежащем обслуживании, ремонте и модернизации превышает 50 лет.

Военно-транспортная авиация России активно использовалась во всех горячих точках: Чечне, Югославии, Сирийской Арабской Республике. Во время пандемии 2020 года тяжелые транспортники, стоящие на вооружении у военных, неоднократно применялись для гуманитарных миссий. Российские Ил-76 в рамках борьбы с коронавирусом оперативно доставляли медицинское оборудование в Италию и Сербию, вывозили наших соотечественников из закрывавших границы стран.

История «Илюши-богатыря»

В 1960-х годах Министерству обороны потребовался более современный скоростной транспортник, недорогой и простой в эксплуатации. Параллельно с разработкой Ил-76 создавался и двигатель Д-30КП для него, который позволил уже на этапе проектирования превысить заданные характеристики: вместо положенных 33 тонн Ил-76 смог поднимать до 40 тонн.

Чтобы отработать все возможные комбинации загрузки внушительного (высота 3,4 метра, ширина 3,45 метра, длина 20 метров) грузового отсека, на этапе проектирования был создан полноразмерный макет Ил-76, в который под присмотром военных загонялась настоящая техника и размещались обмундированные бойцы. Внутри «семьдесят шестого» могли поместиться 145 солдат (126 десантников с вооружением) или три боевые машины десанта БМД-1.

25_marta_2021-rostec.ru_2.jpg

Первый взлет Ил-76. Фото: Николай Нилов

Одним из основных требований военных была возможность использования Ил-76 на аэродромах с короткой посадочной полосой, а также грунтовых аэродромах. Добиться впечатляющих цифр – 1700 м для взлета и 900 м для посадки на бетонных ВПП – удалось благодаря эффективному крылу, двигателям с высокой тягой и мощной тормозной системе.      

25 марта 1971 года Ил-76 совершил первый полет. Самолет очень понравился руководству страны и в том же году был продемонстрирован на международном авиасалоне в Ле Бурже. В 1973 году начинается серийный выпуск транспортников на Ташкентском авиационном производственном объединении им. Чкалова. В июле 1975 года на первом серийном Ил-76 было установлено 25 мировых рекордов. Кроме того, самолет начал применяться в гражданской авиации для доставки грузов в экстремальных условиях, в том числе Сибири и Крайнего Севера.

Ил-76 стал основной «рабочей лошадкой» военной миссии советских войск в Афганистане. Крупнейшая со времен Великой Отечественной войны передислокация войск требовала переброски огромного количества личного состава, техники и других грузов. За 10 лет афганского конфликта Ил-76 совершили более 14,5 тыс. рейсов. Известна также кандагарская история 1995 года, когда талибы захватили экипаж «семьдесят шестого». Спустя более чем год плена пилоты смогли сбежать, угнав собственный самолет.

Ил-76 и сегодня стоит на вооружении многих стран. Всего было выпущено около 1 тыс. единиц, и производство современных версий продолжается. Кроме военно-транспортной и гражданской, существует множество более узких модификаций этого универсального самолета. Самые известные из них – это заправщик Ил-78 и летающий радар А-50. Есть и совсем необычные варианты «семьдесят шестого». Например, А-60 – самолет-лаборатория для изучения лазерного оружия. Самолет-госпиталь «Скальпель» – летающая клиника с операционной, реанимационной и палатой интенсивной терапии на борту. А в полетах на модификации Ил-76МДК космонавты осваивают работу в условиях невесомости. Существуют летающие лаборатории на базе Ил-76, позволяющие испытывать перспективные двигатели. На этих самолетах вместо одного штатного двигателя на нестандартном, усиленном пилоне устанавливается двигатель, предназначенный для испытаний.

Ил-76МД-90А: новые горизонты

Самый современный потомок «семьдесят шестого» – Ил-76МД-90А. С 2012 года самолет производится на ульяновском заводе «Авиастар-СП», входящем в Объединенную авиастроительную корпорацию. Воздушное судно состоит полностью из отечественных комплектующих и оснащено отечественными системами и оборудованием. Его первый полет состоялся 22 сентября 2012 года.

Ил-76МД-90А способен перевозить 60 тонн груза на расстояние до 4 тыс. км. Самолет стал более автономным благодаря улучшенному десантно-транспортному оборудованию.

25_marta_2021-rostec.ru_4.jpg

Ил-76МД-90А. Фото: Армен Гаспарян

Одним из главных отличий Ил-76МД-90А от модификации 1980-х годов Ил-76МД является более мощный двигатель ПС-90А-76 разработки «ОДК-Авиадвигатель» (город Пермь). Его тяга на максимальном повышенном режиме доходит до 16 тонн (для сравнения: старый Д-30КП2 «дотягивал» только до 12 тонн). Расход топлива снизился на 13–17%. Силовая установка ПС-90А-76 также соответствует требованиям Международной организации гражданской авиации ICAO (2008 года) по выбросу вредных веществ, а сам самолет с данными двигателями соответствует требованиям по шуму на местности.

Ил-76МД-90А оснащен обновленной кабиной экипажа и усовершенствованной электроникой – на борту установлен пилотажно-навигационный комплекс «ПНПК-76». На приборной панели пилотов расположены многофункциональные цифровые экраны, на которых отображается вся информация, необходимая для управления воздушным судном. Таким образом, Ил-76МД-90А оснащен так называемой «стеклянной кабиной», заменившей аналоговые приборы.

25_marta_2021-rostec.ru_5.jpeg

Сборка первого фюзеляжа Ил-76МД-90А на поточной линии. Фото: ОАК

При серийном выпуске новых «Илов» впервые для создания тяжелых транспортников используется отечественная автоматизированная поточная линия, где окончательная сборка самолета осуществляется по бесстапельной технологии. По сравнению с традиционной сборкой, на 40% снижается трудоемкость стыковки планера и в четыре раза сокращаются сроки окончательной сборки самолета. При этом широко используются цифровые технологии, многие процессы роботизированы. Проектная мощность новой линии «Авиастар-СП» составляет 18 самолетов в год.

По словам министра обороны России, парк новых и модернизированных Ил-76МД-90А к 2030 году должен превысить 250 машин.

Источник | фото
Фото