Третьяковская галерея представила около 300 работ к 165-летию со дня рождения художника
С 3 ноября 2021 года по 8 марта 2022 года в Новой Третьяковке на Крымском валу в Москве проходит выставка «Михаил Врубель», приуроченная к 165-летию со дня рождения выдающегося художника.
Министр культуры Российской Федерации Ольга Любимова 12 ноября посетила выставку работ Михаила Врубеля, на которой собрано порядка 300 произведений мастера.
«За последние 65 лет работы Врубеля в таком количестве нигде не выставлялись. Это крупнейший показ. Экспозиция пользуется огромной популярностью. Уверена, что она станет еще одним хитом Третьяковской галереи и получит много положительных откликов от посетителей», – сказала Ольга Любимова.
Выставка собрала работы из девяти музеев и восьми частных российских и зарубежных собраний. Разместилась на всех трех этажах Новой Третьяковки, во всей возможной полноте представляя многогранный мир Врубеля. Третьяковская галерея обладает самым крупным собранием работ художника и на этой базе выступает «объединителем Врубеля».
Кураторами проекта выступили заведующая отделом графики XVIII – начала XX века Третьяковской галереи Ирина Шуманова и старший научный сотрудник отдела западноевропейского искусства Государственного Эрмитажа Аркадий Ипполитов.
Особенностью выставки является воссоединение работ художника из собраний Третьяковской галереи и Русского музея. В ХХ веке отечественных выставок, на которых бы объединились произведения Врубеля из Москвы и Санкт-Петербурга, было всего две: одна в 1921 году, другая в 1956 году. После Третьяковской галереи выставка Михаила Врубеля будет организована в Русском музее.
Посетители впервые могут увидеть картину «Пророк» такой, какой она была задумана изначально, «Гадалку», портреты жены художника Надежды Забелы-Врубель, «Царевну-Лебедь», «Шестикрылого серафима» и нескольких «Демонов».
«В истории русского искусства конца XIX – начала XX века Михаил Александрович Врубель (1856–1910) занимает уникальное место. С одной стороны, он принадлежит к блестящей плеяде мастеров эпохи модерна. С другой стороны, очевидна колоссальная дистанция, разделявшая Врубеля и его художественное окружение. И кажется, что с будущим этот художник был связан гораздо прочнее, нежели с современностью», – отмечается на сайте Третьяковской галереи.
«Два уровня экспозиции отражают логику врубелевской жизни-легенды. 1902 год разделил его творческий путь и судьбу на две части. Все созданное художником до “Демона поверженного”, при всей радикальности, соответствует эстетическим моделям своего времени и выражает характерные для рубежа столетий поиски в области формотворчества; созданное после — принадлежит уже целиком ХХ веку. Второй уровень экспозиции выстроен так, чтобы зритель мог почувствовать, как новые обстоятельства жизни влияют на мастера, на трансформацию его пластического языка и образного строя, как становятся для него источником новых художественных открытий и приводят к триумфу – феерической, радужно-живописной композиции “Шестикрылый серафим”, написанной в 1904 году.
Открытием станет первый масштабный показ значительного корпуса рисунков Врубеля, созданных во время пребывания в лечебницах. Сильнейшие, эмоционально острые, они демонстрируют провидческий художественный дар мастера, предвосхищающий последующие открытия ХХ века».
Справка. Михаил Александрович Врубель (5[17] марта 1856, Омск – 1[14] апреля 1910, Санкт-Петербург) – художник, академик Императорской академии художеств.