Церемония закладки атомного ледокола «Ленинград»

Ледокол призван сыграть важную роль в развитии перевозок по Северному морскому пути

26 января в Санкт-Петербурге Президент России Владимир Путин принял участие в закладке пятого серийного универсального атомного ледокола «Ленинград» проекта 22220. Торжественная церемония состоялась на стапеле АО «Балтийский завод» (входит в состав Объединенной судостроительной корпорации, ОСК) накануне 80-летия полного освобождения города-героя Ленинграда от фашистской блокады.

Корабль будет построен в рамках федерального проекта «Развитие Северного морского пути» и станет пятым серийным или шестым по счету атомным ледоколом проекта 22220.

В состав ледокольного флота России входит 34 дизельных и семь атомных ледоколов: головной корабль «Арктика», а также атомоходы «Сибирь», «Урал», «Ямал», «50 лет Победы», «Таймыр» и «Вайгач».

В торжественной церемонии приняли участие: Председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко, полномочный представитель Президента России в СЗФО Александр Гуцан, губернатор Санкт-Петербурга Александр Беглов, генеральный директор Госкорпорации «Росатом» Алексей Лихачев, председатель совета директоров АО «ОСК» Андрей Костин, генеральный директор АО «ОСК» Андрей Пучков, генеральный директор АО «Балтийский завод» Юрий Гордиенков.

Торжественную церемонию открыл Владимир Путин. «У России сегодня уникальный, я хочу это подчеркнуть, уникальный, самый большой ледокольный флот в мире. И это наше огромное конкурентное преимущество, колоссальные возможности для развития логистики, промышленности, создания новых рабочих мест, для комплексного обустройства арктических городов и поселков, реализации проектов действительно глобального уровня, для международного сотрудничества с нашими партнерами, друзьями, со всеми, кто хочет и готов работать с Россией».

Глава Росатома поблагодарил Президента России и Председателя Совета Федерации за поддержку инициативы ветеранов-блокадников присвоить новому атомному ледоколу имя «Ленинград».

«Для нас честь выполнить это поручение. Мы рассматриваем его как знак нашего общего глубокого уважения к подвигу города и его жителей. Атомные ледоколы традиционно носят имена регионов нашей страны. Присваивая новому ледоколу имя города-героя Ленинграда, мы развиваем эту традицию», – отметил Алексей Лихачев.

По его словам, развитие Северного морского пути (СМП) неотъемлемо связано с расширением арктического судостроения. Так, на площадке Балтийского завода строятся еще два атомных ледокола – «Чукотка» и «Якутия», а на Дальнем Востоке продолжается строительство сверхмощного ледокола нового поколения «Россия».

«В ближайшее время потребуется большое количество грузовых судов высокого ледового класса. Арктическое судостроение становится стратегически важным направлением в России. Росатом здесь выступает не только заказчиком, но и участником этой работы», – сказал генеральный директор Госкорпорации «Росатом».

Почетное право установить закладную доску на первую секцию пятого серийного атомного ледокола «Ленинград» было предоставлено Валентине Матвиенко, Александру Беглову, Алексею Лихачеву и Андрею Костину.

«Коллектив Балтийского судостроительного завода хорошо понимает ответственность, которую на нас возлагает выполнение важнейшего государственного заказа. Безусловно, его реализация будет способствовать достижению тех целей, которые у России есть в Арктике. Хочу Вас (обращение к Президенту России Владимиру Путину. – Ред.) заверить, что строительство будет закончено точно в установленные сроки и с высоким качеством», – сказал Андрей Костин.

Как отметил Андрей Пучков, «Балтийский завод» обладает уникальными компетенциями и богатейшим опытом строительства надводных кораблей и судов, в том числе атомных. Со времен основания предприятия, а заводу 167 лет, на нем построено более 600 технически сложных и уникальных для своего времени военных кораблей и гражданских судов. Среди них – практически все отечественные надводные корабли и суда с ядерной энергетической установкой.

«Именно поэтому корабелам-балтийцам доверили строительство новейших и самым мощных в мире универсальных атомных ледоколов проекта 22220. Три ледокола, построенные на “Балтийском заводе”, уже работают на Северном морском пути. Своим трудом балтийцы доказали, что готовы воплотить в жизнь самые амбициозные проекты в сфере атомного судостроения – а значит впереди у них много очень трудной и интересной работы», – отметил глава ОСК.

Справка. Для обеспечения растущего грузопотока по СМП Госкорпорация «Росатом» реализует программу обновления атомного ледокольного флота. В настоящее время ведется строительство третьего серийного универсального атомного ледокола (УАЛ) «Якутия» (плановый ввод в эксплуатацию – декабрь 2024 года), четвертого серийного УАЛ «Чукотка» (декабрь 2026 год), а также головного атомного ледокола «Россия» проекта 10510 (2027 год).

В ближайшие годы универсальным атомным ледоколам предстоит обеспечить безопасную ледокольную проводку судов совместного предприятия Госкорпорации «Росатом» и компании DP World. Планируется, что объем ежегодных перевозок по Северному морскому пути составит до 800 тыс. TEU. Для решения этой задачи Росатом построит серию контейнеровозов арктического класса. Завершено исследование их параметров, в настоящее время идет контрактация проектирования будущих судов.

В 2023 году транзитные перевозки по СМП поставили исторический рекорд – 2,1 млн тонн. Предполагается, что реализация обозначенных выше планов по строительству контейнеровозов и росту перевозок в рамках совместного предприятия позволит увеличить этот показатель примерно в пять-шесть раз.

Атомный ледокольный флот является уникальным конкурентным преимуществом России в Арктике. В атомоходах проекта 22220 воплощен успешный опыт судостроителей и моряков. Эффективная эксплуатация данных судов станет определяющим фактором устойчивого развития судоходства в акватории СМП.

В настоящее время в эксплуатации находятся головной универсальный атомный ледокол «Арктика» (введен в эксплуатацию в 2020-м), первый серийный универсальный атомный ледокол «Сибирь» (введен в эксплуатацию в 2021-м), второй серийный универсальный атомный ледокол «Урал» (введен в эксплуатацию в 2022-м) проекта 22220. Данные атомные ледоколы более чем на 90% построены из российских комплектующих. Двухосадочная конструкция универсального атомного ледокола позволяет использовать его как в арктических водах, так и в устьях полярных рек, в частности на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы.

При строительстве ледоколов используются инновационные решения, которые до этого не применялись на судах с ядерными энергетическими установками. Атомный ледокол оснащен реакторной установкой нового поколения РИТМ-200. Она была спроектирована конструкторским бюро атомной отрасли «ОКБМ Африкантов». Полностью отечественный продукт не имеет зарубежных аналогов и отвечает современным тенденциям развития мировой атомной энергетики. Коллектив ПАО «ЗИО-Подольск» обеспечил производство и поставку основного оборудования установки РИТМ-200.

Атомоход оборудован системой электродвижения переменного тока с асинхронными гребными электродвигателями, созданной филиалом ЦНИИ СЭТ – ФГУП «Крыловский государственный научный центр». Первая отечественная разработка позволяет получить пакетное решение для управления ледоколом в любых режимах.

Основные характеристики универсального атомного ледокола проекта 22220: длина – 173,3 м (160 м по КВЛ); ширина – 34 м (33 м по КВЛ); высота борта – 15,2 м; мощность – 60 МВт (на валах); скорость хода – 22 узла (по чистой воде); осадка – 10,5 м / 9,03 м; максимальная ледопроходимость – до 3 м; водоизмещение – 33 540 тонн; расчетный срок службы – 40 лет; численность экипажа – 54 человека.

Универсальный атомный ледокол проекта 22220 предназначен для:
• самостоятельной проводки судов (в том числе крупнотоннажных), лидирования караванов круглогодично в Западном районе Арктики;
• ледокольной проводки судов на мелководных участках Енисея (Дудинское направление) и Обской губы;
• буксировки судов и других плавучих сооружений во льдах и на чистой воде;
• оказания помощи судам и выполнения спасательных работ в ледовых условиях и на чистой воде;
• предельная толщина сплошного ровного припайного льда, преодолеваемая ледоколом непрерывным ходом со скоростью 1,5–2 узла, при полной мощности, на глубокой воде, составляет 2,8 м.

Комплексное развитие Арктической зоны Российской Федерации является одним из стратегических приоритетов государства. Повышение объема перевозок по СМП имеет первостепенное значение для решения поставленных задач в области транспорта и доставки грузов. Развитие этого логистического коридора обеспечивается за счет налаживания регулярных грузоперевозок, постройки новых атомных ледоколов и модернизации соответствующей инфраструктуры. Предприятия Госкорпорации «Росатом» принимают активное участие в этой работе.

Источник
Источник
Источник
Источник
Источник | фото
Источник