За последние три года электробусы на московских улицах из редкости превратились в уже привычную часть транспортной системы столицы
За последние три года электробусы на московских улицах из редкости превратились в уже привычную часть транспортной системы столицы. С 2018 года Москва массово заменяет неэкологичные дизельные автобусы на современный электрический транспорт. По планам к 2030 году весь парк «Мосгортранса» будет переведен на электроприводы.
О том, как электробусы позволяют сделать воздух в столице заметно чище, а поездки на общественном транспорте намного приятней – в материале сайта Госкорпорации Ростех.
Москва – впереди Европы всей
Замена общественного городского транспорта, работающего на углеводородном топливе, на современные электромодели – направление, в котором движутся все мегаполисы мира. Москва подошла к проблеме с размахом – сегодня на 45 городских маршрутах работает 600 электробусов. По этому показателю столица России обгоняет другие европейские города. А с 2021 года правительство Москвы обещает полностью прекратить закупку новых дизельных автобусов, в течение ближайших десяти лет постепенно сведя их количество в столичном автопарке к нулю.
Электробусы начали курсировать по московским улицам в сентябре 2018 года. За это время накопился немалый опыт использования, и в целом программа показала положительные результаты. Через два года планируется увеличить число электробусов до 1420 машин и дальше наращивать парк.
Безусловным плюсом перехода на электрический транспорт является улучшение экологической обстановки в городе. По подсчетам экспертов, замена одного дизельного автобуса на электрического собрата позволяет уменьшить выбросы углекислого газа в окружающую среду на 60,7 тонны в год. В 2020 году благодаря развитию электробусной сети выбросы загрязняющих веществ в столичный воздух сократились примерно на 400 тонн.
Кроме экологии электробусы влияют и на эстетическую составляющую мегаполиса – троллейбусные провода больше не будут портить облик города, что особенно актуально, например, в историческом центре. Электробусы не нуждаются в проводной сети и в рельсах, поэтому они более мобильны. С учетом плотного московского трафика и частых ДТП это становится важным аргументом в пользу электробусов. Кроме того, пассажиры нового вида транспорта уже оценили его малошумность – электробус работает примерно на треть тише дизельных моделей.
Электробусы КАМАЗ: заряжены по полной
Перед тем как выбрать электробус для столичных дорог, власти Москвы изучили мировой опыт и протестировали модели ведущих производителей. В итоге было решено, что для российских реалий нужен свой электротранспорт. Были сформулированы технические требования, создание электробусов доверили отечественным автогигантам с опытом производства городской техники – КАМАЗу и ГАЗу. Сегодня электробусы КАМАЗа, входящего в Госкорпорацию Ростех, составляют основу экологичного транспорта Москвы.
По словам специалистов из Набережных Челнов, электробус КАМАЗ-6282 стал одной из самых высокотехнологичных разработок предприятия и новым шагом в его развитии. Серийное производство электробусов ведется на Нефтекамском автозаводе (НЕФАЗ), дочернем предприятии КАМАЗа в Башкирии.
КАМАЗ-6282 выполнен с низкопольной конструкцией для удобства маломобильных пассажиров и мам с колясками. Салон электробуса вмещает 85 человек и отличается высоким уровнем комфорта: система раздельного климат-контроля, тепловые завесы в дверях, медиаэкраны и USB-разъемы для зарядки мобильных устройств. Дизайн оформления всех московских электробусов разработан в студии Артемия Лебедева, на боках каждой машины красуется надпись «Это электробус».
Зарядка машин производится на зарядных станциях, расположенных на конечных пунктах маршрутов и на некоторых остановках. Через пантограф в крыше батарея электробуса заряжается наполовину за 6-9 мин, полностью – за 16–21 мин. Машины оборудованы видеонаблюдением и спутниковой навигацией.
Московская экологическая революция
Сотрудничество столичных властей и КАМАЗа продолжается. По новому контракту в 2021 году автопроизводитель поставит «Мосгортрансу» еще 350 электробусов. Примечательно, что часть из них будет скомплектована непосредственно в Москве: в апреле здесь открылось сборочное производство электробусов КАМАЗ. Такое решение позволит сократить сроки поставки машин, сэкономить на логистике и упростить обслуживание. Планируемая мощность проекта – 450 электробусов в год.
Этой же весной КАМАЗ выпустил первый электробус-гармошку – сочлененную модель КАМАЗ-6292. Сейчас машина проходит все необходимые испытания и согласования, серийное производство намечено на 2022 год. КАМАЗ-6292 сохранит все преимущества базовой модели, при этом сможет перевозить до 135 человек. Эти вместительные машины планируется использовать на самых загруженных маршрутах столицы.
Внедрение современного электрического транспорта – это лишь часть работы по сохранению и восстановлению московской экосистемы. Автомобили меняются на более современные и экологичные, ведется контроль за качеством топлива, свои плоды приносит регулировка режимов движения и ограничения для въезда в город.
Около 90% всех загрязнений воздуха в Москве приходится на автомобили, и если массово пересадить москвичей на электромобили пока не представляется возможным, то повысить экологичность общественного транспорта – вполне реальная задача, с которой столичные власти успешно справляются. По словам мэра Москвы Сергея Собянина, в последние несколько лет столица переживает «настоящую экологическую революцию». Как результат – в прошлогоднем рейтинге загрязненности воздуха среди мировых мегаполисов Москва поднялась до «зеленого» уровня, соответствующего требованиям ВОЗ.