Еще в XIX веке московские градоначальники задумывались о создании внеуличной дороги
15 мая Московский метрополитен отмечает день рождения. Ровно 81 год назад метро открылось для жителей столицы. Однако первый проект строительства подземки в Москве появился 140 лет назад. Первая в мире линия метро была запущена в Лондоне в 1863 году, ее длина составляла всего 3,6 километра. Изначально под землей ходили составы во главе с паровозом, перевозившие исключительно знатных господ. Надо заметить, что вагоны были далеки от современного удобства: в них не было окон и вентиляции. В Москве ещё в XIX веке задумывались о создании внеуличной дороги.
Первое предложение проложить линию от Курского вокзала до Марьиной рощи появилось в 1875 году, но до дела так и не дошло.
Следующий проект, выдвинутый на рассмотрение в 1902 году, был московскими властями отклонён в связи с недостаточной проработанностью, к тому же на решение существенно повлияло трамвайное лобби: трамваи в казну приносили солидные средства. Дело сдвинулось с мёртвой точки лишь в 1913 году, когда Московская городская управа утвердила собственный «проект сооружения в Москве внеуличных дорог большой скорости и электрификации железных дорог в районе пригородного сообщения».
Население Москвы и её пригородов в 1912 году достигло одного миллиона 617 тысяч жителей при площади города 180 кв. км.
Были проведены расчёты, которые показывали, что к 1920 году население вырастет до двух миллионов человек.
Московская трамвайная сеть, не говоря уже о других средствах передвижения, без принятия особых мер и развития могла попросту задохнуться. Особенно это было заметно в центре, на Лубянской и Театральной площадях. Там, где сливались и пересекались главные магистральные линии, скорость передвижения существенно снижалась. Увеличение количества вагонов не решало проблему, а, наоборот, могло превратить центр города в скопление трамваев, выстроившихся вплотную друг к другу на несколько километров.
В новом проекте усовершенствовать внутригородское движение предлагалось следующим способом. «По трём главным диаметрам наиболее интенсивного движения прокладываются тоннели для внеуличных железнодорожных путей, которые связываются своими концами с путями магистральных железных дорог, причём последние должны электрифицироваться в пределах пригородного движения.
18.05.2016.mos.Метро.АРхив
Городская управа единогласно утвердила этот масштабный и грандиозный по значимости для Москвы проект, намеченный на 1914–1920 годы. Была составлена детальная смета, произведены все необходимые расчёты. Весной 1914 года в Калитниках началось строительство первого депо.
На Пленуме ЦК ВКП(б) 15 июня 1931 года было принято решение о строительстве Московского метрополитена.
Л.М. Каганович был назначен его главным организатором. Уже в ноябре того же года на Русаковской улице началось возведение первого опытного участка. Московский инженер В.Л. Маковский обоснованно настоял на необходимости прокладки тоннелей глубокого заложения из-за сложных условий московских грунтов. Поднимать пассажиров на поверхность предполагалось с помощью эскалаторов. Трест «Метрострой» в 1933 году, после утверждения технического проекта, приступил к основным строительным работам.
18.05.2016.mos.Метро.Архив
Линию первой очереди определили, как и в 1913 году, путём исследования пассажиропотока московского трамвая, выявляя самые напряжённые его маршруты. Участки «Сокольники» — «Комсомольская» и «Библиотека имени Ленина» — «Парк культуры» сооружались открытым способом. Тоннели между станциями «Александровский сад» и «Смоленская» — траншейным способом. На участке глубокого заложения от «Охотного Ряда» до «Площади Дзержинского» применялась щитовая проходка (использование подвижной сборной металлической конструкции). Строительство шло полным ходом. К работе в тоннелях активно привлекались комсомольцы.
18.05.2016.wikipedia.Метро.Архи
Первая обкатка пути от станции «Комсомольская» до «Сокольников» началась 15 октября 1934 года. Сохранились впечатления об одной из первых поездок Марии Анисимовны Сванидзе, оперной певицы и жены брата первой супруги И. Сталина. 22 апреля она проехалась в метро вместе с генеральным секретарем ЦК ВКП(б):
Именно в этот период, с 19 по 24 апреля 1935 года, в пробных поездках приняло участие 589 тысяч 250 рабочих и служащих. Эти поездки произвели огромное впечатление на всех участников. Рабочие заявили, что теперь они получили яркое, наглядное представление о том, куда идут деньги от займов.
18.05.2016.mos.Метро.Архив
Был и ещё один положительный фактор. Многие рабочие сказали о том, что метро «создало перелом в их настроении, что они готовы новой подпиской на заём ускорить дело социалистической перестройки народного хозяйства СССР». Поездка подняла настроение и активность многих рабочих и работниц. В информационной сводке отдела парткадров МГК ВКП(б) от 26 апреля 1935 года публиковались отзывы участников пробных поездок. «Я бы на руках понёс товарищей Сталина и Кагановича за постройку такого метро»5. «Выйдя из метро, я подумал: интересную эпоху переживаем мы теперь. Стоит жить и трудиться, чтобы видеть чудесное детище второй пятилетки».
Особенно сильное впечатление на рабочих произвела встреча в поезде метро со Сталиным и членами Политбюро.
18.05.2016.mos.Метро.Архив
В своих высказываниях они расценивали этот день как самый незабываемый момент в их жизни. «Впервые я увидел тов. Сталина и так близко рассмотрел всего его. Масса его встретила громким ура, а он обвёл своим милым взглядом, как будто говорил: “Я за вас всю жизнь отдам, вы для меня — жизнь”, — и теперь я буду носить в себе всю жизнь его взгляд и улыбку».
15 мая 1935 года состоялось торжественное открытие Московского метрополитена.
17.05.2016.wikipedia.Метро
Линия включала в себя 11,2 километра трассы, 13 станций и 12 составов. Первая очередь шла от станции «Сокольники» до «Парка культуры» с ответвлением на «Смоленскую».