Тестирование, проведенное в столице, стало крупнейшим исследованием такого рода. В нем приняли участие более 42 тыс. учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в столице 630 школ)
Школы Москвы попали в десятку лучших по результатам исследования, которое проводилось на основе международных стандартов. Об этом сообщил мэр Москвы Сергей Собянин в ходе общегородского открытого августовского педагогического совета.
«Нам очень важно сопоставлять результаты нашего московского образования с уровнем образования в других городах России, в других регионах, но мы, конечно, должны выходить уже на другой уровень, конкурируя не только со своими коллегами из других регионов страны, но и с лучшими образовательными системами мира», – заявил С. Собянин.
В мае прошло первое исследование качества образования в городских школах по стандартам PISA (The Programme for International Student Assessment) – крупнейшей международной программы оценки образовательных достижений учащихся.
Тесты PISA помогают оценить грамотность школьников в возрасте 15 лет по таким предметам, как чтение, математика и естественные науки. Акцент сделан на выявлении творческих навыков, критического мышления и способностей решать практические проблемы в реальных жизненных ситуациях. В общей сложности тесты PISA включают 141 вопрос, в том числе 47 вопросов по чтению, 40 вопросов по математике и 54 вопроса в области естественных наук.
Программа PISA действует с 2000 года и охватывает 65 стран – членов ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) и сотрудничающих с ней государств (в основном это развитые или успешные развивающиеся страны с сильными системами школьного образования). Общее тестирование проводится раз в три года по выборке, включающей более 500 тыс. учащихся.
Тестирование, проведенное в Москве, стало крупнейшим исследованием такого рода. В нем приняли участие более 42 тыс. учащихся в возрасте 15 лет из 608 школ Москвы (всего в столице 630 школ). В основном в тестировании принимали участие ученики девятых классов, в меньшей степени учащиеся восьмых и десятых классов.
От каждой школы к тестированию привлекались до 85 учащихся независимо от вида образовательного учреждения, специализации класса или параллели. Выборку учащихся проводили эксперты ОЭСР. Предварительной подготовки к сдаче тестов PISA не было. На тестировании присутствовали международные наблюдатели, работы проверялись независимыми экспертами и перепроверялись за рубежом.
«Результаты, которые были получены в этих исследованиях, просто были поразительными. По сравнению с ведущими мировыми странами Москва по таким базовым направлениям, как математическая грамотность, читательская грамотность, вошла в десятку мировых лидеров. Более того, первые 300 школ Москвы вошли в пятёрку ведущих школ мира, а первые 100 школ стали почти лучшими в мире, уступая только Шанхаю», – отметил Сергей Собянин.
По его словам, таких результатов удалось добиться за счет ряда решений. «Это изменение финансирования школ, увеличение финансирования, улучшение материальной базы, изменение системы оплаты труда. Это создание крупных образовательных центров в Москве. Это изменение методики, контроля за учебным процессом, за результатами учебы. И самое главное, конечно, – это огромный труд коллективов учителей, это заслуга родителей московских учеников», – заявил С. Собянин.
Но работа по совершенствованию системы столичного образования не завершится. Продолжится укрепление материально-технической базы, строительство новых детских садов и школ, ремонт существующих зданий и их оснащение современным оборудованием.
«Мы с вами достаточно долго бились над созданием электронных учебников, пособий и так далее. В конце концов, такой программный комплекс создан, который включает электронные учебники и методические пособия для проведения уроков и дополнительные материалы к основным учебникам и так далее. Мы в течение ближайшего полугода-года апробируем его, послушаем ваши замечания, доработаем его. И будем активно внедрять во всех школах Москвы», – уточнил С. Собянин.